Нынешний юбилей для Академии художеств, вообще-то, двойной. Разумеется, главная веха - 1757 год, в котором Елизавета Петровна с подачи графа Шувалова и Ломоносова утвердила устав Императорской академии художеств. Тем самым она продолжила дело отца, Петра I, который лишь подумывал об учреждении такой институции, но за недостатком времени не успел всерьез заняться этим делом, а в своем "Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств" определил художникам быть лишь оформителями и прикладниками при ученых. К тому петровскому прожекту то и дело апеллирует нынешний президент академии Зураб Церетели, видимо, желая довести трудовой стаж возглавляемого заведения до еще более внушительных 300 лет. А под них через некоторое время можно будет справить еще один юбилей.
Другая памятная веха - 1947 год, когда после войны вспомнили о некоторых имперских традициях и организовали Академию художеств СССР. Как ни как, а 60 лет - тоже дата. Нынешняя же Российская академия художеств выступает наследницей как давнишней императорской, так и недавней советской. А потому манежную выставку начинает с архитектурных макетов Смольного собора Растрелли, здания самой Академии Кокоринова и Вален-Деламота, проектов Баженова, живописи классиков Лосенко, Щедрина, Кипренского, Брюллова, Иванова, а завершает произведениями умеренных соцреалистов Коржева, братьев Ткачевых и архитектурно-декоративными работами тех, кто воссоздавал в 1990-е годы храм Христа Спасителя. Понятно, не забыл себя и теперешний президент академии, продемонстрировав все свои таланты на всех нивах искусства от живописи, графики и скульптуры до декоративных поделок.
В наследии Академии художеств множество оттенков самого разного свойства. С одной стороны, она дала России профессиональную европейскую школу - на качественных итальянских и французских образцах из коллекций Шувалова, Строганова, Оленина, да и Екатерины Второй учились многие наши знаменитые художники. С другой - она этой же школой многих просто замучила. Надо ли говорить о конфликтах с ней Александра Иванова, о "бунте четырнадцати", будущих передвижниках, отказавшихся писать на мифологические сюжеты, о выходе из нее Валентина Серова. Академия была арбитром изящных искусств, монополистом в производстве художеств - без ее ведома не создавалось ничего общественно важного - и цензором. Этой последней функцией она всегда пользовалась в полной мере, понятно, что и в советские времена. Надо сказать, что Академия периодически пыталась обновляться. Так, в начале XIX века ее президент Оленин, как бы вызывая огонь на себя, почти что заказал поэту Батюшкову критическую статью "Прогулка в Академию художеств". Президентство, перешедшее затем к членам императорской фамилии, отнюдь не способствовало ее расцвету. Лишь в конце 1890-х, после последней реформы, в нее влилась относительно свежая кровь - в Академию пришли ее бывшие оппонеты-передвижники Репин, Суриков, Шишкин, Поленов, Маковский. Ну а потом появился Совнарком с постановлением 1918 года, и 160-летняя история Императорской академии завершилась. Так что, если вспомнить все, была и такая дата.