18.06.2007 04:00
В мире

Варшава заблокирует проект евроконституции

Варшава намерена заблокировать новый проект евроконституции
Текст:  Федор Лукьянов
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4390)
Читать на сайте RG.RU

Заблокировав начало переговоров Евросоюза и России по поводу нового соглашения о партнерстве, Варшава теперь готовится заблокировать и новый проект евроконституции, который подготовила Германия за время своего председательства в единой Европе.

Об этом перед саммитом ЕС, который пройдет 21-22 июня в Брюсселе, заявил президент Польши Лех Качиньский. Таким образом Варшава фактически поставила себя в оппозицию и востоку, и западу Европы.

Ситуация перед саммитом ЕС до сих пор непредсказуема. Главным тормозом нового проекта конституции ЕС на этот раз стали не Франция и Голландия, провалившие прежний проект этого документа, а строптивая Польша. Варшаве многое не нравится в новом германском проекте, и она скорее решит провалить еврофорум, чем согласится на новое конституционное соглашение.

Все попытки руководителей "старой Европы" от президента Франции Николя Саркози до премьера Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро убедить поляков пойти на компромисс пока не увенчались успехом. Не удалось это сделать и канцлеру Германии Ангеле Меркель, которая встречалась с польским президентом под Берлином в минувшие выходные. Куда ни кинь, везде - польский клин.

Больше всего Варшаве не нравится новая система голосования в ЕС, которую предлагает утвердить Германия. Как заявил Качиньский, его страна не намерена в этом вопросе поддаваться дипломатическому давлению: "Мы имеем право защищать свои государственные интересы и не можем согласиться с результатами предстоящего саммита, которые оставят Польшу в числе проигравших".

Суть проблемы заключается в следующем. Варшава настаивает на идее представительства в Совете ЕС на основе "квадратного корня" от численности населения той или иной страны и отвергает предлагаемую Германией и другими странами ЕС систему "двойного большинства". Последняя предусматривает принятие решений Советом ЕС при одобрении их как минимум 55 процентами государств - членов Евросоюза, представляющих, в свою очередь, не менее 65 процентов населения ЕС. При системе "двойного большинства", если она будет принята, Польша, по мнению ее руководства, лишится реальной возможности влиять на европейскую политику. Другими словами, в этом случае Варшава помимо прочего потеряет нынешнее право блокировать рассмотрение не нравящихся ей вопросов.

Поляки предлагают сложную формулу исчисления на основе соотношения численности населения и площади государства. При таком подходе Польша с ее 40 миллионами жителей получит в Евросовете шесть голосов, а почти вдвое превышающая ее по численности населения Германия - всего восемь. Германии, основному донору и "локомотиву" Европы, такой вариант нравится еще меньше, чем полякам - немецкий.

Еще одной нерешенной проблемой, на которой зациклилась Варшава, остается разграничение полномочий между ЕС и каждой из стран - членов организации. Польша и здесь не желает отдавать Брюсселю больше суверенитета, чем уже отдала. Впрочем, в этом вопросе она не одинока. Аналогичную позицию активно поддерживают чехи, датчане, британцы.

Между тем Германия, которая в конце июня завершит свое председательство в Евросоюзе, намерена, как и обещала, сделать тему евроконституции главной на предстоящем саммите в Брюсселе. Именно там Берлин представит переработанный проект европейской конституции, который может лечь в основу конституционного договора. Выступая на днях в бундестаге, канцлер Ангела Меркель утверждала, что новый переработанный документ призван "сохранить субстанцию проекта конституции", однако без "предъявления чрезмерных требований к гражданам". В частности, из нового договора предполагается исключить схожие с государственными символы и названия, которые отпугивают многих европейцев, напоминая им атрибуты "супергосударства".

Польша