19.06.2007 02:00
Экономика

В Коми чиновники ведут борьбу за "Интауголь"

Текст:  Владимир Самсоненко
Российская Бизнес-газета - : №0 (608)
Читать на сайте RG.RU
В республике Коми с момента продажи на аукционе федерального пакета акций предприятия "Интауголь" разыгрывается спектакль под названием: "Правительство РК спасает шахтеров".

На этот раз чиновники северной республики принялись дружно спасать градообразующее предприятие Инты от коварных федералов и "пацанвы", которая "по дешевке" скупила акции интинских шахт. Так охарактеризовал появление собственника интинских шахт первый заместитель главы Коми Павел Орда.

А между тем, начиная с 2002 года, "Интауголь", последнее на тот момент в России государственное угольное предприятие, как засидевшуюся девку, местные чиновники уже не раз пытались выдать замуж. Но уж больно отпугивало потенциальных женихов-олигархов приданное в виде многомиллиардных долгов. И надо же, именно тогда, когда "жених" нашелся, правительство Республики Коми встало на дыбы. Дескать, брак неравный, "женишок" рылом не вышел!

Вообще-то чиновничьи операции по спасению Инты и "Интаугля" в Коми предпринимаются с завидной регулярностью.

Конечно, в любой работе, в том числе и в работе управленцев, возможен некий процент брака. Но в случае с Интой этот процент выглядит уж очень пугающим.

Первая часть операции по спасению "Интаугля" началась 29 августа 2002 года, когда президент России проводил в Междуреченске выездное совещание по проблемам развития угольной отрасли страны. К тому моменту очевидны были по крайней мере две вещи.

Во-первых, газовая пауза в России заканчивается. И чтобы не сжигать в топках дорогое "голубое топливо", нужно переходить на использование других энергоносителей. В том числе и на уголь, запасы которого в России неисчислимы.

Во-вторых, чтобы угольная отрасль могла развиваться, обеспечивать добычу дешевого топлива и, значит, конкурировать с другими отраслями топливно-энергетического комплекса, необходимо завершить приватизацию оставшихся в госсобственности шахт и объединений.

Именно тогда и прозвучало особое мнение главы Республики Коми. Владимир Торлопов на совещании в Междуреченске попросил президента отложить сроки приватизации предприятий Печорского угольного бассейна.

Торлопов заявил, что продажу акций "Воркутаугля" и "Интаугля" следует перенести по крайней мере на 2003 год. "Я за то, чтобы провести приватизацию так, чтобы сегодня шахтерам было выгодно работать прежде всего на себя, а значит, и на Россию и республику, а иначе все их проблемы лягут на плечи региона, который не будет иметь никакой возможности влиять на ситуацию", - заключил глава Коми.

Но тотчас же после многократно повторенных заявлений о необходимости отложить приватизацию Владимир Торлопов поменял свою позицию на 180 градусов.

Спустя два месяца после совещания в Междуреченске глава Коми представил угольщикам республики Олега Мисевру, руководителя Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК). Как писали СМИ, он был назван будущим владельцем угольных предприятий Воркуты и Инты. Сообщение стало полной неожиданностью и для депутатов Госсовета РК, и даже для мэра угольной Воркуты Игоря Шпектора.

До этого в Коми никто не слышал о человеке по фамилии Мисевра. Но чиновники в одночасье почуяли в нем "хозяина" Печорского угольного бассейна. Что любопытно: аукцион по продаже федерального государственного пакета акций "Воркутаугля" был еще не объявлен.

В конце 2002 года правительство Коми и СУЭК объявили о создании ОАО "Печоруголь". В уставный капитал компании правительство РК внесло свои пакеты акций "Воркутаугля" (21,89 процента) и "Интаугля"(24,9 процента). СУЭК, получивший полный контроль над компанией, обязался внести со своей стороны сначала порядка 20 миллионов долларов, потом поднял эту сумму до более чем 30 миллионов. Именно эти деньги должны были, как заявил Владимир Торлопов, пойти на приобретение 60,5 процента акций "Интаугля", находившихся в федеральной собственности. Но не пошли.

"Печоруглю" как будущему хозяину Инты было поручено управлять шахтами приполярного города. Аукцион по продаже федерального пакета акций еще не состоялся.

СУЭК получил контроль над святая святых каждого предприятия - сбытом продукции. Менеджеры компании стали решать, куда отправлять добытый интинскими шахтерами уголь. Определять, по какой цене его отправлять, СУЭК стал еще раньше. И в Инте быстро увидели, что на традиционные рынки сбыта интинского угля стал поступать уголь, добытый СУЭКом в Сибири.

Состоялся спецаукцион по продаже федерального пакета акций (38,41 процента) "Воркутаугля". Акции воркутинских шахт, добывающих коксующийся уголь, достались череповецкой компании "Северсталь", традиционно пользующейся печорским углем для выпечки своих коксовых пирогов.

"Северсталь" заплатила за федеральный пакет акций 840 миллионов рублей, то есть по 656 рублей за акцию.

Если бы правительство Коми (как это и планировалось ранее) продавало свой пакет акций вместе с федеральным, республика могла получить в бюджет 462 (!) миллиона рублей только за акции "Воркутаугля"! Инта, добывавшая еще недавно энергетические угли для всего Северо-Запада России, осталась неприватизированной.

Этим, собственно, и завершилась первая операция чиновников Коми по спасению угольной Инты. Приватизация компании затянулась не до 2004, как просил когда-то Владимир Торлопов, а до 2006. Что же получила Республика Коми и федеральное правительство от такой затяжки? Ничего.

Управленческие ошибки не слишком повлияли на репутацию самого Владимира Торлопова и его первого зама Павла Орды.

А вот в Инте с тех самых пор все новости связаны только с закрытием шахт. Из четырех действовавших в 2002 году, согласно данных прокуратуры, закрыты "Капитальная" и "Западная-Бис". Вероятно, "Восточная" дорабатывает запасы и также готовится к закрытию.

По сути дела, все чаяния жителей города теперь связаны лишь с переселением, а перспективы - с работой последней шахты "Интинской".

Весной прошлого года возобновилась операция по спасению "Интаугля".

РФФИ аукцион по продаже 60 процентов акций компании назначил на 2 ноября 2006 года. Казалось бы, времени подготовиться к нему было предостаточно. Но никаких "структур", которые поборолись бы на аукционе за акции "Интаугля", в Коми так и не создали. Впрочем, правительственные чиновники в последние недели перед аукционом не скрывали - желающих приобрести "Интауголь" не найдется.

И вдруг за неделю до проведения аукциона появилась информация, что кто-то, не из Коми, хочет купить акции "Интаугля".

Никто уже не хотел вспоминать, что в 2002 году федеральный пакет акций РФФИ пытался продать за 26,5 миллиона рублей. Покупателей не нашлось. С тех пор стоимость пакета увеличилась на 10 миллионов. Но ведь долги выросли на несколько миллиардов!

Аукцион состоялся. Его выиграл Валерий Катаев, представлявший интересы ОАО "Инвест-уголь". Что еще нужно?

Но что тут началось в правительстве и прессе Коми! В правительственной газете "Республика" в эти дни появился цикл статей, в которых рассказывается о том, какие страшные люди приобрели акции шахтерского предприятия. Правда, сколько бы ни накручивались страхи вокруг фамилий Валерия Катаева или гендиректора "Инвестугля" Ивана Мамонтова, правительственные журналисты ничего более криминального, чем то, что Катаев сменил несколько мест работы, не нашли. Но за это вроде бы не судят?

В кампанию по запугиванию шахтеров и других жителей республики включился даже глава Владимир Торлопов.

Чего стоит только одно его заявление: "Столичные чиновники тупо или за взятки блокировали решение вопроса (т.е. не согласились отменить аукцион), - заявил он в интервью сыктывкарской газете "Красное знамя". - Я не буду называть фамилий, но через посредников мне предлагали хорошие суммы - от ста тысяч долларов до миллиона. Чтобы только правительство Коми отстало от интинской проблемы".

Вы думаете, глава региона не ведает, какие последствия могут вызвать такие заявления? Губернатор по сути, вместо того чтобы сообщить обо всем, куда следует, рассказывает о них журналистам.

Между тем первое, о чем заявил генеральный директор "Инвестугля" Иван Мамонтов, так это о необходимости разобраться с долгами "Интаугля", в том числе и образовавшимися во время правления в Инте СУЭКа.

"Необходимо детально разобраться в структуре долгов предприятия и в причине их возникновения, - заявил он. - Не исключено, что в случае выявления фактов преднамеренного доведения до состояния банкротства "Интаугля" новые собственники будут обращаться в правоохранительные органы, чтобы наказать виновных в том, что предприятие доведено до кризисного состояния".

Возможно, стремление новых собственников покопаться в документах и рождает настоящую истерию владельцев "Интаугля". Но, похоже, что их на пушечный выстрел не подпускают к этим документам.

В Коми возникло несколько судебных дел, препятствующих новым собственникам вступить в права владения приобретенной собственностью.

Идет атака и на приобретенную собственность "Инвестугля". Как пишут СМИ, несколько кредиторов уже инициировали в суде банкротство ОАО "Шахтоуправление "Интауголь". При том, что основные долги из 6 миллиардной задолженности шахтеров приходятся на бюджеты всех уровней, банкротство сегодня инициирует гражданин Ли из города Красноярска, которому шахтоуправление задолжало чуть меньше миллиона рублей, еще одна фирма с долгом в 1,6 миллиона рублей. А также некое ГУП "Парма Ойл Инвест".

В ноябре прошлого года ОАО "Фонд реализации программы развития экономики Республики Коми" обратилось в Арбитражный суд с иском к РФФИ о признании результатов аукциона недействительными. На время разбирательства Арбитражный суд наложил арест на проданные акции. В итоге собственник "Интаугля" вот уже более шести месяцев не может вступить в свои права.

Когда же ответчик Валерий Катаев доказал, что РФФИ, проводя аукцион, никаким образом не ущемил права Фонда, поскольку Фонд даже не пытался принять участие в аукционе, а, кроме того, государственное предприятие по закону не могло участвовать в аукционе по приобретению акций "Интаугля", случился новый кульбит. В суд поступили документы о том, что 97 процентов акций фонда предоставлены в хозяйственное ведение того самого ГУПа "Парма Ойл Инвеста".

Все эти игрища могут обернуться серьезными неприятностями для госимущества - теперь "Парма Ойл Инвест" на законных основаниях может спокойно перепродать акции, оцененные в 50 миллионов рублей! Вот сколько стоит даже незначительный брак чиновничьих решений.

Арбитражный суд, отвечая на просьбу кредиторов, в конце февраля рассмотрел дело о несостоятельности ОАО "Интауголь" и назначил внешнее наблюдение в "Интаугле".

Что же остается в сухом остатке от всей этой истории? Человек купил на открытом аукционе акции, но никак не может получить то, что купил.

Интинская история свидетельствует и еще об одном - за ошибки, брак в стратегическом планировании, расплачиваться всегда приходится населению.

Как сообщила газета правительства Коми "Республика" со ссылкой на первого заместителя губернатора Павла Орду, "на реализацию социальных гарантий высвобожденным сотрудникам "Интаугля" будет выделено полтора миллиарда рублей. А сумму эту заплатят все налогоплательщики Коми.

Р.S. Как стало известно уже после подготовки материала, 28 апреля, по сообщению СМИ, Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении исковых требований ОАО "Фонд реализации программы развития экономики Республики Коми" к Российскому фонду федерального имущества, оставив, правда, в силе обеспечительные меры по аресту акций. Не отменил суд арест акций и спустя 10 дней после вынесения решения, рассматривая очередное ходатайство об отмене обеспечительных мер. По сообщению республиканской газеты "Республика", если истец захочет обжаловать решение Арбитражного суда РК, то период ареста может затянуться еще на несколько месяцев.

Экономика