19.06.2007 02:00
Экономика

Бюджет - поле битвы между правительством и парламентом

Скупые становятся щедрыми, когда на кону голоса избирателей
Текст:  Владимир Мытарев
Российская Бизнес-газета - : №0 (608)
Читать на сайте RG.RU
Если вы думаете, что ежегодная бюджетная битва, которую ведут парламент и министерство финансов, чисто русская забава, вы глубоко ошибаетесь. Конфликт заложен изначально, поскольку для финансистов бюджет - экономическая проблема, а для депутатов - политический документ, манифест, так сказать, своих намерений и планов. И повышенное внимание к социальным проблемам особенно проявляется депутатами в предвыборную пору. Любой политик, идущий на выборы, обязательно пообещает электорату снизить налоги, повысить зарплаты и стипендии, пересмотреть пенсионную систему. Кто-то искренне верит, что ему удастся совместить все это, кто-то, более реальный, заявит о необходимости реформ, которые позволят все это сделать. А в ответ они слышат от правительства, что надо жить по средствам.

Насколько полемика интернациональна, можно судить по недавно опубликованному отклику на бюджет одной из стран. Статья называлась "Бюджет, достойный Кремля", в ней министр финансов обвинялся в "сталинской безжалостности" и циничном игнорировании коллег по кабинету, а бюджет был охарактеризован как "почти советский по стилю, всеохватности и неприкрыто бездушному отношению к людям". Обвинялся в этом Гордон Браун кронпринц английского правительства.

Правительству, что и говорить, каждый год при рассмотрении бюджета приходится решать непростые задачи. У нас, например, политика министра финансов Кудрина, сумевшего избавить бюджет от дефицита и зарубежных долгов, а также создать Стабилизационный фонд "на черный день", постоянно критикуется, хотя именно это и освободило государство от проблем, с которыми сталкиваются многие западные страны. А большинство из них стабилизационных фондов не имеют, а потому устремления их министров финансов сводятся к ликвидации или сокращению дефицита. Причем в Евросоюзе есть даже определенные нормативы - дефицит бюджета не должен превышать трех процентов ВВП. Остальные, в том числе Германия, которую еще два года назад склоняли на всех всеевропейских заседаниях, имеют дефицит в дозволенных пределах. Правда, есть другая нерешенная проблема - государственные долги. Те же еврозоновские законы требуют, чтобы потолок долга не превышал 60 процентов ВВП государства, однако у 8 стран он не уместился в эти рамки. Но все это меркнет при обсуждении тех же проблем в США. Богатейшая Америка задолжала своему народу и всему свету, и, принимая в мае очередной бюджет на 2008 год в размере 2,9 триллиона долларов, вынуждена была отдельно оговорить в нем меры по борьбе с хроническим дефицитом и даже достижению к 2012 году бюджетного профицита. О зарубежных долгах в США говорить не принято, понятно, что они еще долго не будут погашены. Россия проблем с долгами не испытывает, большая их часть, включая и советские, была выплачена в прошлом году.

А вот что остается у нас с ними общего, так это проблема - чем наполнить бюджет. Говорят, что Россия могла бы и не работать, поскольку могла бы жить за счет нефтяных денег, если бы Кудрин не прятал их по своим фондам. Конечно, в немалой степени бюджет России формируется за счет нефтяных да и других энергетических компаний. Но ведь цены на нефть влияют не только на Россию. В той же Германии, чью экономику сравнивают с плавно несущимся "Мерседесом", признают, что повышение цен на нефть, глобальные дисбалансы и резкие скачки валютных курсов могут заставить правительство Германии пересмотреть прогноз по росту экономики на 2007 и 2008 годы.

Так что основой бюджетов, как ни крути, остаются налоги и таможенные пошлины, и естественно, что налоговая тема остается самой популярной в ходе предвыборных кампаний в Европе. И финские политики строили свои предвыборные программы на их снижении, и все фавориты французской президентской кампании, и англичане, выборы которым только предстоят. А что и как собираются снижать?

И вот здесь политики оказываются в очень тяжелом положении. Снижать все налоги - опустошать казну. Не снижать - тормозить развитие экономики. Но все признают, что полная уплата налогов для бизнеса и граждан - все еще доблесть, а не обязанность. Во Франции недобор средств по НДС составляет более 12 миллиардов евро в год, в Англии придумывают специальную схему борьбы с "уклонистами". И на этом фоне снижение налогов с компаний грозит формированию бюджета. А потому в Германии госпожа канцлер недрогнувшей рукой повысила НДС на 3 процента, не обращая внимания на прогнозы повышения инфляции, а теперь все с ней согласны. Кроме налогоплательщиков, естественно. Но, будучи все же в большей степени политиком, Меркель не просто так повысила НДС, а стала проводить линию на смещение тяжелого налогового бремени со сферы производства на потребление, осуществлять голубую мечту российского бизнеса. Например, сокращены отчисления с компаний и работников, выделяемые на развитие социальной сферы, по-нашему, - единый социальный налог.

Нечто подобное обещал и новый президент Франции Николя Саркози. Дело в том, что во Франции все налоги и отчисления на социальную сферу составляют 44,4 процента ВВП, что считается высоким показателем по международным стандартам. В текущем году все "социальные" бюджеты Франции в общей сложности составили примерно 295 миллиардов евро, а госбюджет - 268 миллиардов. И тем не менее правительство слушало и будет слушать обвинения в недофинансировании социальной сферы. Кстати, уже сейчас в парламент поступило предложение финансировать здравоохранение не с отчислений от зарплат (все тот же ЕСН), а за счет увеличенных налогов с продаж, чтобы помочь фирмам противостоять конкуренции.

Наконец, особые споры вызывает проблема, как деньги потратить. И тут выясняется, что правительство не думает о сельском хозяйстве, муниципальных образованиях, о развитии транспорта, и - само собой - о положении народа. Низки зарплаты, ничтожны пенсии, малы стипендии. И для решения этой проблемы часто возникают демонстрации и манифестации, а в некоторых странах, например в Италии, идут еще дальше, забрасывая яйцами и помидорами правительственных чиновников.

Макроэкономика Федеральный бюджет