19.06.2007 03:00
Общество

Итоги телесезона 2006/2007

Текст:  Юрий Богомолов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4391)
Читать на сайте RG.RU
Телевизионный сезон 2006/2007 года фактически завершен. 31-го мая была подведена черта под теми проектами, которые могут претендовать где-то в начале осени на статуэтки "ТЭФИ". По сему поспешу подвести предварительные итоги.

На "первый второй" рассчитайсь!

Начало было резким и обещающим. Я имею в виду обострившуюся с первых дней сезона конкурентную борьбу между нашими главными федеральными каналами.

"Первый" сделал ход сериалом "Богиня прайм-тайма". Если кто забыл, то была романтическая история любви двух телевизионных небожителей на фоне прозы телевизионного закулисья с характерными для него подсиживаниями, подставами и предательствами. "Лав стори" мгновенно подзабылась, а вымышленные производственные интриги померкли рядом с тем, что происходило в действительности на уровне межканальной конкуренции.

Телеканал "Россия" сделал свой ход: он запустил вполне успешное ледовое шоу "Танцы на льду". "Первый" не остался в долгу и ответил своим ледовым экстримом - "Звезды на льду". По драматургии и материалу такое же шоу, как и "Танцы на льду", но только помасштабнее, пожирнее и поденежнее. Чтобы совсем подавить конкурента, топ-менеджеры "Первого" поторопились запустить еще одну забаву - "Две звезды". Однако на записи премьерного выпуска серьезную травму получил ведущий Леонид Парфенов, и запуск нового нашего спутника на телеорбиту пришлось отложить. Впрочем, ненадолго. Вскоре шоу появилось в эфире без Парфенова, но с Лолитой и Цекало.

На узенькой дорожке документальной линейки

Столь же непримиримо сошлись конкуренты на узенькой документальной дорожке. Если один канал поставил в эфир картину про "подвиги" Галины Брежневой, то и другой под копирку "наехал" на непутевую дочку покойного генсека.

Если один - про утонувшего "Адмирала Нахимова", то и другой - про то же самое. И т.д. И Надюшу Крупскую, и Надежду Аллилуеву, и Инессу Арманд, и всех прочих кремлевских жен и любовниц дружно прополоскали на всех федеральных каналах.

В принципе, окидывая взглядом большую часть телевизионных расследований, нельзя не заметить, что они все ближе становятся к таким аттракционам помоечного сладострастия, как "Пусть говорят" и "Программа максимум".

Несоотносимым особняком высятся "Исторические хроники" Николая Сванидзе. Рядом с ними можно поставить еще цикл Светланы Сорокиной "Русские", а также двухсерийную ленту Александра Иванкина о Франклине Рузвельте. Несправедливо было бы не напомнить еще о нескольких удачах - о фильмах-портретах, посвященных памяти артистов - Зиновию Гердту и Мстиславу Ростроповичу. Оказывается, можно говорить о великих мира сего без пустозвонства, столь характерного для цикла "Последние 24 часа из жизни...".

Один сериал сменить другой спешит...

Первый канал, проигравший в прошлом сезоне вчистую все номинации по разделу "Художественный сериал", в этом надеялся взять реванш. У компании, как казалось ее руководителям, была козырная карта - возвращенный из итальянского плена сериал "Тихий Дон" Сергея Бондарчука. Велики были надежды и еще большим оказалось общее разочарование как публики, так и критики. На экране мы увидели голливудскую "Love story - Аксинья & Григорий".

Если говорить серьезно, едва ли эта неоконченная мастером работа сможет претендовать на какую-либо статуэтку "ТЭФИ" у телеакадемиков. Зато промоушн "Тихого Дона" был отменным, и по этой части он мог бы рассчитывать на награду.

Определенные надежды на художественно-сериальном поприще связывались и с "Ленинградом". Но и эта голливудская версия питерской блокады не вызвала ни у критики, ни у широкой публики энтузиазма.

Тем временем и канал "Россия" долгое время ничем не мог похвастаться в этом формате, кроме несколько раз прокрученных "Тайн следствия" с Анной Ковальчук. Сколько раз сериал не повторяли, столько раз он давал высокий рейтинг.

Надо заметить, что все телеканалы, не имея качественного сериального продукта, стали брать количеством. Весь вечерний прайм буднего вечера оказался утрамбованным ментовскими и бандитскими войнами с редкими вкраплениями мелодраматических историй типа "Татьянин день", "Под Большой медведицей".

Провалом года как в художественном, так и в общественном отношении можно не колеблясь счесть "Сталин. Live" (НТВ). Если бы была такая номинация, то у Иосифа Виссарионовича конкурентов бы не нашлось.

За чертой сезона оказался сериал "Завещание Ленина", действительно выдающееся творение. Но мне сдается, что вещатель найдет какую-нибудь зацепку, чтобы включить его в список номинантов. Страна большая и не исключено, что в каком-нибудь часовом поясе сериал начали крутить несколько раньше. Да и по существу, а не только по форме его справедливо будет отнести к закончившемуся сезону. Другое дело, что "Первый" опять проиграет кучу номинаций на "ТЭФИ". Так ведь у него теперь другая специализация: он гонится за славой "Первого развлекательного канала" и, надо признать, в этом сильно преуспел.

Развлечения - их профессия

Главный тренд нашего ТВ можно прочертить от осенних ледовых шоу через зимнего "Властелина горы", весенних "Минуты славы" и "Цирк со звездами" к летней "Фабрике звезд-7".

Стало быть, зимой и летом одним развлекательным цветом. Иными словами, в нынешнем сезоне произошла очевидная перезагрузка матрицы нашего ТВ. Не знаю, правильно ли то, что мы числим его по разряду СМИ? Может, точнее было бы его отнести к ведомству СМР - Средство Массовой Релаксации?

В качестве курьеза, венчающего эту тенденцию, стоит отметить резко возросшую популярность Ксении Собчак после "Цирка со звездами". Блондинка в шоколаде, которая до этого шоу казалась девушкой не вполне реальной, тусовщицей, произошедшей исключительно от телевизора, сумела обрести плоть, кровь... Теперь ей можно попробовать себя и в политике. Она нынче в первом ряду отечественных ньюсмейкеров. Ее мнением (как и мнением Владимира Жириновского) стало модно интересоваться по каждому поводу - будь то боксерский мордобой между двумя популярными артистами или премьерный показ сериала "Завещание Ленина".

* * *

Сезон закончился, но телевидение продолжается. Межсезонье - это время повторов старых программ и проб новых. Сюда же, в эту естественную рейтинговую яму будет сбрасываться совсем уж никудышный сериальный мусор. А за кулисами, в глубокой тайне конкурирующие фирмы уже готовят новые сногсшибательные развлекательные проекты.

Все было бы славно, если бы не головная боль для руководителей федеральных каналов - страна вступает в выборный цикл. Следовательно, надо будет - хочешь не хочешь - отдавать прайм под агитацию и пропаганду.

СМИ и соцсети