22.06.2007 00:00
Экономика

Депутаты продлят действующую систему лицензирования в строительстве

Текст:  Ирина Невинная
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4395)
Читать на сайте RG.RU
Депутаты Госдумы рассмотрели в первом чтении законопроект, продляющий действующую систему лицензирования в строительстве еще на год. Можно уверенно предположить, что до конца месяца законопроект будет принят окончательно, ведь в противном случае с 1 июля вступила бы в силу норма, отменяющая государственное лицензирование и передающая контролирующие функции в строительной отрасли саморегулируемым организациям.

Бурная дискуссия продолжалась весь прошлый год и не стихла в нынешнем. Против отмены действующей системы допуска строительных, проектных, изыскательных компаний на рынок и контроля за их деятельностью выступили многие региональные лидеры (в частности, московский мэр Юрий Лужков и вице-губернатор Северной столицы Александр Вахмистров). За сохранение института лицензирования выступали и многие бизнесобъединения по причине того, что работоспособной системы, в которой контролировали бы свою деятельность сами участники рынка, у нас пока не создано. В результате сроки отмены перенесли - с 1 января на 1 июля 2007 года. А в конце прошлой недели в Госдуме в первом чтении был принят законопроект, дающий лицензированию еще год.

Впрочем, некоторые эксперты считают, что оттягивать передачу полномочий и контрольных функций саморегулируемым организациям - это значит искусственно "замораживать" нынешнюю ситуацию. Такой точки зрения придерживаются в Институте экономики города. Здесь, кстати, подготовили законопроект о СРО в строительстве. На днях он был внесен в Госдуму группой депутатов под руководством главы промышленного комитета Мартина Шаккума.

Первый же законопроект о саморегулировании в строительстве, написанный и продвигаемый председателем Комитета Госдумы по собственности Виктором Плескачевским, хотя первое чтение и прошел, но до окончательного принятия так и не дозрел. У специалистов нет единого мнения, насколько широкими должны быть полномочия у самого бизнеса в лице саморегулируемых объединений. Не случайно в связи с появлением "шаккумовского" варианта, альтернативного предложениям депутата Плескачевского, Ассоциация строителей России уже сделала резкое заявление. Там считают, что законопроект Мартина Шаккума недооценивает роль СРО и сохраняет бюрократический контроль властных структур со всеми вытекающими последствиями.

Таким образом, совершенно очевидно, что "драка" вокруг отмены лицензирования и роли СРО от завершения далека и, когда дело дойдет до рассмотрения двух альтернативных вариантов в Думе, дискуссия вспыхнет с новой силой. При этом любопытно, что сам Виктор Плескачевский, хоть и выступает за отмену лицензирования и всячески отстаивает "свой" закон о СРО, все же довольно трезво заявляет, что отменять одну систему контроля, не подготовив взамен другую, нельзя. То есть нужен переходный период.

На том, что полностью отменять лицензирование преждевременно, настаивает и руководитель Федерального лицензионного центра при Росстрое Александр Толкачев. "Непринятый закон о СРО - не единственная причина, - пояснил глава ФЛЦ "Российской газете". - В строительной отрасли не разработаны технические регламенты, которые должны заменить старые СНиПы. А их законодательное введение потребует еще минимум двух-трех лет". Руководитель ФЛЦ предлагает провести эксперимент по обкатке механизма СРО в строительстве в одном из регионов: "Нужно отработать механизмы контроля за работой строительных компаний со стороны СРО, подготовить необходимую нормативную базу. Без этого переход на саморегулирование может оказаться очередной кампанией и дискредитирует саму идею негосударственного регулирования".

Инфраструктура Госдума