Сегодня, как, впрочем, и в любой другой день, потеряют шанс на рождение 5000 детей. Аборт - узаконенное убийство ребенка - давно стал привычным явлением нашей жизни.
На 1 млн. 540 тыс. родов в нашей стране приходится 1 млн. 610 тыс. абортов. Но это только то, что проходит через государственные клиники и хоть как-то учитывается, так что число убитых детей в действительности больше. Многие специалисты говорят об ужасающих масштабах - от 6 до 8 млн. абортов в год.
Аборты сродни геноциду. Вне зависимости от срока беременности они наносят огромный вред здоровью женщины, которая рискует вообще потерять способность к деторождению. Так что речь идет не только об убийстве одного ребенка, но и зачастую всех последующих, что наносит удар по демографическому благополучию страны.
Я далек от той мысли, что убийство детей когда-нибудь будет у нас запрещено. Но в наших силах создать условия для того, чтобы сохранить жизни наших будущих соотечественников и кардинально изменить к лучшему отношение общества к тем матерям, которые готовы не убить, а передать своих детей этому самому обществу - то есть нам.
У нас принято порицать мать, которая выносила, родила ребенка - и оставила его в роддоме. Таких осуждающе называют "кукушками". Так в России поступают примерно 50 тыс. женщин в год. За что же их порицают? За то, что девять месяцев вынашивали под сердцем и в муках рожали маленького человечка, не убили его, но отказались от него после рождения. Да, пусть им сейчас не нужен этот ребенок. Но этот ребенок нужен нам.
Мы живем в стране, где население сокращается на 850 тыс. человек в год, где из 42 млн. семей почти половина не имеют детей вовсе. Более 5 млн. супружеских пар бездетны по медицинским причинам. Кто-то из них может позволить себе прибегнуть к помощи центров репродукции и суррогатных матерей, кому-то их услуги не по карману.
Многие искренне верят, что решить проблемы бездетных людей может традиционное усыновление. Обратимся к статистике. Сейчас в стране около 800 тыс. детей, оставшихся без родителей. 545 тыс. уже пристроены (находятся под опекой, в приемных семьях, усыновлены). Остаются 260 тыс., чье здоровье оставляет желать лучшего, а перспективы усыновления невелики. У нас, как правило, предпочитают усыновлять младенцев.
Потенциальных же усыновителей - 20 млн. К примеру, в Москве на учете стоит 150 тыс. семей, которые хотели бы взять ребенка, и 5 тыс. детей, которые могут быть усыновлены.
Говорить об усыновлении как реальном инструменте решения демографической проблемы можно, если у нас появится институт пренатального усыновления. Идея в том, чтобы женщины, собирающиеся сделать аборт, имели возможность получить материальную поддержку во время беременности и после родов от потенциальных усыновителей, чтобы потом передать им спасенного от смерти малыша. Как известно, большинство женщин идут на аборт из-за социальных причин, прежде всего материального плана - невозможности содержать ребенка, отсутствия жилья или же из-за боязни общественного осуждения, если ребенок рождается вне брака. Многие с радостью бы передали выношенного ими младенца усыновителям, получив желанные средства для того, чтобы завести наконец для себя своего первого ребенка или же в улучшенных условиях воспитывать ранее рожденных детей - да даже и без денег, просто ради того, чтобы не брать грех на душу.
Механизм реализации программ пренатального усыновления может быть схож с программами суррогатного материнства, когда усыновители записываются родителями ребенка в книгу записи рождений по получении соответствующего согласия от биологической матери. Судебный процесс с участием органов опеки, как при традиционном усыновлении, не требуется.
Вынашивание ребенка - это ответственнейшая миссия, и я считаю, что матери, дающие согласие на пренатальное усыновление, в обязательном порядке должны получать достойную компенсацию. Морально ли это? Думаю, да. Всякий труд должен оплачиваться, а такой труд - в особенности. Досужие "моралисты" тут же окрестят пренатальное усыновление "торговлей детьми". Но неужели лучше - и моральнее - продолжать убивать детей? Вместо пустых разговоров о морали не лучше ли создать общественный фонд, который избавит миллионы женщин от необходимости убивать своих детей.
Для этого понадобится государственный банк матерей, готовых передать своих детей на усыновление сразу после их рождения. Подобный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, уже есть и успешно работает.
Для реализации этой программы не нужны государственные деньги, требуется лишь внести изменения в Семейный кодекс и еще несколько нормативных актов.
Главное - никому не навредить
Галина Карелова, председатель Фонда социального страхования РФ:
- Некоторое время назад в Санкт-Петербурге была такая программа: "Маленькая мама" . Из роддома сообщали: поступила девочка, рожает, будет отказываться от ребенка. Специалисты воспитательного дома выезжали к ней, предлагали не просто психологическую поддержку, но и конкретную помощь. Например, если этой юной маме некуда идти - родители не примут, отец ребенка ее бросил, - ей предлагали комнату в этом воспитательном доме. Но при условии, что она в первые месяцы не бросит ребенка. То есть ее "подхватывали" в самый трудный момент жизни, а затем в большинстве случаев ситуация как-то разрешалась: кого-то принимали родители, к кому-то возвращался друг. Но были случаи, когда для ребенка находили усыновителей. В Екатеринбурге в одной из церквей батюшка тоже нечто подобное делает: женщины, которые хотели сделать аборт, но решаются все-таки оставить ребенка, получают каждый месяц поддержку.
Так что идея, можно сказать, витает в воздухе. Но надо понимать, что дело это очень тонкое, сложное. Есть угроза возникновения злоупотреблений, как с международным усыновлением. Поэтому прежде чем решаться на такую новацию, надо тщательно продумать, как это можно сделать, чтобы никому не навредить...
Нам не нужны "пьяные зачатия"
Борис Альтшулер, руководитель общественной организации "Право ребенка":
Идея, на мой взгляд, выглядит довольно дикой. И вот почему. Речь идет в основном о женщинах, которые настолько безответственны или неграмотны, что не могут дойти до ближайшей аптеки и приобрести простые, дешевые средства контрацепции. Доверять такой женщине, надеяться, что она выносит и родит нежеланного ребенка здоровым (а для этого надо заботиться, "блюсти" себя не только во время беременности, но и до нее), я бы не стал. Более того, предложение материально поддерживать таких женщин может привести к тому, что не имеющие средств к существованию поставят свою детородную функцию "на поток". Появляется реальный риск повысить рождаемость за счет, извините, "бомжатниц", жертв "пьяного зачатия" и прочих асоциальных элементов. Разве нам нужны больные дети?
Так что проблема перевернута с ног на голову. Проблему дикого количества абортов в нашей стране нужно решать совершенно иначе: повышая культуру контрацепции, объясняя девочкам, как правильно вести себя, еще в школе. Пуританство здесь излишне: в Швеции, например, где куда большая свобода нравов среди подростков, чем у нас, количество абортов ничтожно. Там дети знакомятся с азами сексуальной культуры параллельно с половым созреванием.