За последние семь лет, отмечают в Генпрокуратуре, число маленьких граждан, ставших жертвами преступлений, выросло практически вдвое и достигло 194 тысяч. Слабым утешением может служить разве лишь то, что сократилось количество малолеток, попавших в лапы педофилов.
По утверждению начальника отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Генпрокуратуры Марины Зайцевой, многих преступлений можно было избежать, если бы взрослые, на чьих глазах очень часто разворачиваются настоящие человеческие трагедии, не были такими равнодушными.
Вопиющий по своей жестокости случай, произошедший в Горьковском районе Омской области, в этом плане показателен. Над маленьким Тимуром (имя мальчика изменено) издевался сожитель его матери. Изувер устроил дома для пасынка пыточную. Садист поливал части тела мальчика одеколоном и затем их поджигал, тушил сигареты об уши ребенка. А чтобы тот лишнего не сболтнул на стороне, проколол ему язык щипцами. После одной из таких экзекуций Тимур попал в Осиповский фельдшерско-акушерский пункт, где рассказал о пережитых издевательствах. Свой врачебный долг медицинская сотрудница выполнила сполна. Она выслушала ребенка и обработала раны. Только вот сообщать в милицию об отчиме-мучителе "добрая" тетя не стала. В результате негодяй два года измывался над мальчишкой.
Сейчас отчим Тимура находится за решеткой. В отношении него возбуждено уголовное дело по статье "истязание". Максимальный срок, который грозит изуверу, - 7 лет. А заведующая фельдшерско-акушерским пунктом и поныне трудится на своем месте. Правда, ей объявили выговор.
Формализм и бездействие - эти два понятия часто встречаются в официальном отчете Генпрокуратуры. Причем отнести их можно не только к посторонним людям, кто знал, но молчал. Как оказалось, этой душевной болезнью страдают и те, кто в силу своих служебных обязанностей должен защищать детей от жестокого обращения взрослых.
...Один из райцентров Курганской области. Мать - законченная алкоголичка, для которой трое ее малолетних детей - обуза. В конце концов одна из дочерей оказывается в больнице. Девочка упала в голодный обморок. В довершение всего у нее обнаружилась чесотка. Вслед за ней с диагнозом педикулез там же оказались и две ее сестры. И все это фактически происходило на глазах сотрудников местной профилактической службы, которые так и не смогли объяснить, почему они не вмешались в ситуацию раньше и не изолировали детей от деградировавшей мамаши.
Участковый Советского РОВД Тулы неоднократно бывал в семье, где мать и бабушка пили, как говорят, по-черному. Вместе с ними проживала и четырехлетняя девочка. Дом превратился в настоящий притон, в котором собирались местные алкаши. Один из таких визитеров надругался над ребенком. Когда с насильником стали разбираться правоохранительные органы, выяснилось, что участковый даже не сообщил об условиях, в которых проживала маленькая девочка, своим коллегам в комиссию по делам несовершеннолетних.
- Подобные случаи, к сожалению, не единичны, - прокомментировала ситуацию Марина Зайцева. - Проверка показала, что в некоторых регионах профилактическая работа подразделениями по делам несовершеннолетних не только не проводится, но и откровенно фальсифицируется.
В качестве примера Зайцева привела Устюженский район Вологодской области, где инспекторы попросту сдали в архив карточки на 15 подучетных подростков, видимо, посчитав их перевоспитавшимися. Проверяющие выявили случай, когда милиционеры составляли отчеты о проведении бесед как с трудными подростками, так и их родителями, которых не было в живых.
В общей сложности в ходе прокурорской проверки было выявлено около 16 тысяч нарушений закона и возбуждено более 100 уголовных дел. Почти 1000 должностных лиц привлечены к административной ответственности.
Между тем до сих пор остается открытым один из главных вопросов. Дело в том, что наказание, которое грозит родителям за неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка, настолько несерьезное, что вряд ли кого-то остановит. Даже за жестокое обращение с животными можно сесть на два года. А статья 156 УК РФ, предусматривающая ответственность за детей, которых заставляют голодать и бросают на произвол судьбы, не содержит такого наказания, как лишение свободы. Да и само понятие "жестокое обращение" является оценочным. По мнению юристов, давно пора разработать однозначные критерии, позволяющие эффективнее применять эту 156-ю статью на практике.