22.06.2007 02:00
Культура

Валерий Кичин: престиж московского кинофестиваля уже не тот, что прежде

Нынешний Московский кинофестиваль готовился в экстремальных условиях
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4394)
Читать на сайте RG.RU

21 июня открылся XXIX Московский международный кинофестиваль. Тот самый, на который абонементы брали с бою, фильмы крутились по всей Москве - от Кремля до самых до окраин и с утра до ночи залы были полны.

Теперь все сконцентрировалось в мультиплексе "Октябрь" на Новом Арбате, и 11 его залов, даже самые малые, чаще всего полупусты. Мы потеряли интерес к кино? Нет, просто заграничные картины перестали быть запретным плодом, и фестиваль утратил функцию форточки в мировой кинематограф. А исполнять иные функции он еще не научился.

Нынешний ММКФ готовился в экстремальных условиях: всю его команду сменили незадолго до открытия и надо было за три месяца проделать труд, рассчитанный на год. Справились или нет - покажут ближайшие дни.

Труднее всего было собрать конкурсную программу. Престиж нашего фестиваля уже не так высок, победа на нем не влияет на судьбу фильма, и режиссеры не рвутся отдавать в Москву свои работы. Скованная сроками отборочная комиссия была вынуждена отказаться от принципа "первого экрана", и в конкурсе есть картины, уже прошедшие на других киносмотрах. Комиссия отказалась и от принципа "высокого качества", объясняя это тем, что он делает фестивальный пейзаж монотонным, и впустила в конкурс, по словам ее председателя Андрея Плахова, "фильмы, от которых другой фестиваль скорее всего отказался бы". Что это означает на практике, опять же увидим. Зная пристрастия отборщиков, можно предсказать, что будет много "радикального кино" и "экстрима". Но в целом конкурс почти весь заполнен "темными лошадками", и рекомендовать в нем что-либо не решусь: только личный опыт покажет каждому, доживет он до конца фильма или нет.

Зато внеконкурсные программы непривычно богаты. Здесь много хитов, прошедших на экранах Берлинского и Каннского фестивалей, и режиссерских имен, способных привлечь внимание. Ценителям хорошей бравурной комедии советую не пропустить, к примеру, новую ленту сербского мастера Эмира Кустурицы "Завет", где собравшийся умирать дед посылает 14-летнего внука в город срочно искать себе невесту. Здесь целая комедийная энциклопедия - от чаплинского смеха сквозь слезы до эксцентриады "Веселых ребят", авантюрности Гайдая, абсурдизма Муратовой и веселой фантазии Тима Бертона. Все объединено темпераментом Кустурицы, которого хватило бы на все фестивальные картины.

Ироничный взгляд на европейскую историю ХХ века предложил чешский мастер Иржи Менцель в упоительной трагикомедии "Я прислуживал английскому королю". Наконец-то дойдет до московских экранов "оскаровский" лауреат этого года немецкая драма "Жизнь других". В программе "Мир кино" покажут фильм "Жизнь в розовом цвете" о великой французской певице Эдит Пиаф - ее самоотверженно играет Марион Котийяр. Любители отчаянно красивых душещипательных мелодрам бросятся смотреть ленту Франсуа Озона "Ангел" о роковой судьбе женщины-вамп, сочинительницы дамских романов на декадентском фоне начала ХХ века. Много трезвых реалистичных картин, так или иначе рассказывающих о судьбе эмигрантов в сдвинувшемся с места мире, и среди них мне особенно нравится честный и жесткий фильм австрийца Ульриха Зайдля "Импорт- экспорт" об украинской девушке, которая ищет счастья в Вене, и венском парне, пытающемся поправить свои дела "бизнес-туром" по Украине.

Русского кино на фестивале много, оно выглядит интригующе. Особенно интересны новая лента Виталия Мельникова "Агитбригада "Бей врага!", где действие происходит во время войны в глубоком тылу, и антиутопия "Ужас, который всегда с тобой", доводящая до страшного логического финала обозначившиеся в России общественные процессы - замечательный, по-моему, дебют Аркадия Яхниса. Состоится первый большой выход в свет новой петербургской студии "Тема", цель которой - делать кино как для российского, так и мирового проката, привлекая международных звезд. Она покажет военную драму "По этапу", где снялись Джон Малкович, Ингеборга Дапкунайте и Евгений Миронов, политическую - "Прощай, Бафана!" о южноафриканском апартеиде и Нельсоне Манделе с участием Джозефа Файнса, и новую картину Павла Лунгина.

Кино и ТВ