22.06.2007 01:00
Общество

Археологи и студенты приступили к раскопкам на озере Тере-Холь

Археологи и студенты приступили к раскопкам на озере Тере-Холь
Текст:  Елена Шмелева (Москва - Пор-Бажын )
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4395)
Читать на сайте RG.RU

В Туве, на границе с Монголией, на берегу старинного озера Тере-Холь открыт палаточный городок. Экспедиция по восстановлению загадочной, обросшей массой легенд и сказаний древнеуйгурской крепости VIII века Пор-Бажын, о которой "Российская газета" уже неоднократно писала, наконец стартовала.

Министр стоял на сцене, прижимая к груди камуфляжную, напоминающую ковбойскую, шляпу, и дрогнувшим голосом пел митяевские строки "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Ему дружно подпевали студенты, преподаватели, ученые, сотрудники МЧС и жители ближайшего села Кунгуртук.

Ламы по древней тувинской традиции прочитали молитвы, а четыре шамана (в одиночку не справиться! - признались они по секрету корреспонденту "РГ") призвали в процессе камлания местных духов не чинить препятствий ученым и студентам. Под Государственный гимн были подняты флаги России, субъектов РФ, принимающих участие в проекте, вузов, флаг экспедиции и полотнище "Российской газеты".

Сергей Шойгу, не скрывая счастливой улыбки, признался, что наконец сбылась его давняя мечта: "Первый раз я увидел крепость, когда мне было 12 лет. Желание организовать такую экспедицию зародилось давно, и сейчас я рад, что работа началась, надеюсь, у нас все получится".

Торжественная часть длилась недолго, по команде министра все двинулись по понтонному мосту в сторону крепости Пор-Бажын.

Дотронуться до древних стен, поднять кусок черепицы, сработанной 13 веков назад, стало реальностью.

И вот выкопана первая символическая горсть земли. Внезапно налетевший ветер пригнал дождь и мелкий снег. "Ночное камлание прекратит это хулиганство", - пообещали жители Кунгуртука.

Всего сутки пробыл Сергей Шойгу на Тере-Холе. Но он не сидел в белой юрте, которую специально натянули к его приезду. Министр, оседлав велосипед, рассекал на нем по лагерю. Его видели то фотографирующимся с хохочущими студентками, то беседующим с местным жителем из Кунгуртука. Он проверил, как работает склад, и получил там маечку с символом экспедиции, поболел за играющих в футбол мальчишек, отведал лагерного борща, а вечером пришел на костер.

Погода благоволила: +16. А накануне, когда заезжали студенты, истомившиеся от долгого, многодневного ожидания летной погоды в Кызыле, лил дождь как из ведра, а к вечеру посыпал снег. Резко континентальный климат глухой тувинской тайги как будто решил испытать ребят на прочность в первый же день.

Студенты, преподаватели из Москвы и Санкт-Петербурга, Кызыла и Красноярска не стушевались, быстро установили в палатках печки-времянки, молодые люди, подхватив тачки, привезли наколотые дрова. Разложили новенькие раскладушки с матрасами, спальниками, включили свет. Прибывших накормили тушенкой с картошкой, выдали красивую форму, теплые куртки, банданы и майки с символикой крепости, даже косметички с шампунем и зубной пастой не забыли. Потом ознакомили с распорядком дня, показали, где находятся медпункт, душ, баня, склад, пресс-центр со спутниковым телефоном, опорный пункт милиции. Уже к вечеру у костра многие звали друг друга по имени и дружно пели под гитару.

Впереди - месяц кропотливой работы. Студентам скучно не будет. С утра - работа, вечер - общение в приятной компании. Запланировано огромное количество конкурсов, не исключена рыбалка. И главное - каждый желающий сможет научиться ездить верхом. Почти так же, как и все местные жители. И это неспроста. Сергей Шойгу задумал на следующий год путь от Кызыла до лагеря экспедиции - 240 километров, который преодолевают сегодня по воздуху, вертолетом, пройти на конях.

Кто знает, может быть, не сегодня завтра появятся здесь и первые туристы.

-А почему бы и нет,- сказала корреспонденту "РГ" президент Культурного фонда "Крепость Пор-Бажын" Марина Игнатова. - Красота здесь потрясающая. Рядом с лагерем мы уже построили своеобразную vip-зону из нескольких белоснежных юрт. В конце концов, многие захотят вспомнить свою студенческую юность и прилетят пожить здесь в полевых условиях, поучаствовать в раскопках, подышать воздухом тайги и приключений.

Две с половиной недели назад вертолетом доставили ученых. Пока студенты спешно сдавали сессии, они, не мешкая, приступили к раскопкам. Результаты их решительной работы во многом изменили облик старинного острова.

Если еще месяц назад Пор-Бажын был весь покрыт землей с проросшей травой, то уже сейчас проглядывают освобожденные от глины и земли останки стен центрального дворца. По периметру расставлены колышки с номерами участков.

Теперь, когда уже состав экспедиции весь на месте, работа закипит. У ребят появится возможность понаблюдать, как работают видные археологи страны, и помочь им справиться с нанесенными веками на уйгурский памятник пластами земли.

Интерес к раскопкам стимулируют неожиданные находки. Около освобожденной от земли дорожки из плит - две личины, терракотовые маски. Одну нашли в отвалах, вторую - на объекте. Судя по всему это сохранившиеся в веках элементы декора, символизирующие духов, оберегающих жилище. Вероятно, они украшали крышу рухнувшего здания. Похожие находили в Китае. Пор-Бажын понемногу раскрывает свои секреты.

из первых уст

Первые находки

Виктор Соловьевначальник лагеря, профессор Елецкого государственного университета, археолог:

- Мы провели предварительное изучение памятника. Выявили аномалии, которые были скрыты под землей. Нашли кирпичные, каменные кладки. Любопытно, что кирпичи положены наклонно, судя по всему, для дополнительной опоры стен. Обнаружили культурный слой над жилыми помещениями, он отличается цветом от слоя над хозяйственными постройками. Конечно, пока можно говорить только о предварительных прикидках. Тем не менее они подсказывают, как нам действовать дальше. Пробные раскопки дали нам представление об архитектуре, толщине стен памятника, материала, из которого они возведены. Как оказалось, древними строителями использовался очень оригинальный метод - ленточные глины - оптимальный вариант строительства в местных условиях. Слоями глины поднимали крепостные стены, а также стены помещений. Для прочности стены армировали деревянными балками. Следы от них сохранились до сих пор. Пять-шесть рядов кладки глины, потом перпендикулярная прокладка из балок, затем опять слои глины. Помещения внутри крепости возведены из того же материала, в оформлении центрального здания использован обожженный кирпич, им же обложено для прочности основание стен, выложены дорожки, сделаны вымостки, чтобы не было грязи. Уже есть интересные находки декора - небольшие керамические диски, которые украшали фасады стен. Пока мы можем только предполагать - то ли это был храм, то ли дворец, а может быть, здание, которое соединяло в себе обе функции. Даже пробные раскопки показали, что памятник не просто интересен, он уникален. Мы ждем находок, которые во многом прояснят не только историю Пор-Бажына, но и помогут обнаружить культурные связи с другими странами.

Строили,  как на Украине

Наталья Ковалева, специалист отдела монументальной деятельности Государственного  научно-исследовательского института реставрации:

- Здесь, как на Украине, стены обмазывали глиной, а потом известкой. Последняя как раз и сохраняла глину от размыва дождями. Смотрите, какие толстые обмазки. Сюда упиралась деревянная конструкция. Дерево сгорело, а гипс - вот он. Вот очень интересный фрагмент отделки угла. Древний художник нанес нехитрый орнамент, прямо пальцем. На этих вмятинках даже виден отпечаток его ногтя. Смотрите: вот красная краска, а эта - традиционная и для азиатских памятников красная охра. Это - желтая, а есть и красивого коричневого оттенка. Видим и оранжевую - теперь необходимо определить ее состав. Черной краски пока не найдено. Все эти куски я собрала на поверхности, они были на отвалах, выброшены во время прошлых раскопок.

Полукруглая черепица напоминает древнекитайскую. Кстати, делалась она просто: набивался песком или землей мешок из ткани, обмазывался глиной, а потом разрезался пополам. Получались две черепички, которые оставалось лишь обжечь.

Как происходило разрушение памятника? Был пожар, огонь уничтожил конструкции, рухнула крыша. После этого стали разрушаться стены. Они были из пахсы - глины, уложенной специальным образом слоями. Первым делом отвалилась штукатурка с росписями и пластами, легла на упавшие прежде конструкции. Глина со стены облепила все, что упало раньше, получился глиняный холм.

Обнаружили две пустоты

Игорь Модиндоцент геологического факультета МГУ:

- Две недели назад сюда выехали не только наши студенты, но и ученые - геофизики и топографы, которые выполнили магнитометрическую съемку силами заогеотехнологии. Была сделана детальная топографическая съемка со сканированием. Тере-хольская впадина существует миллионы лет. Здесь продолжаются сложные геологические процессы, приводящие к ее постепенному понижению. Озеро находится на высоте 1300 метров, горы - высотой от полутора до двух тысяч метров над уровнем моря. Зимой - злющие, по шестьдесят градусов, холода. Вода, попадающая в трещины, запросто раскалывает стены. Очень сильная ветровая эрозия. Превалируют северо-западные ветры. Это доказывают и стены памятника, которые асимметричны. С северной стороны - пустые, а с южной - отчетливо виден слой разрушения.

Нами уже получено трехмерное изображение острова. Практически мельчайшие нюансы рельефа стен, понижения рельефа сканировались с точностью до сантиметра пяти миллиметров. Электрометрические исследования показали, что остров имеет аномальное строение по сравнению с озерными отложениями. Одно из двух: либо это скала, один из останцов, который отъехал и не погрузился в эту долину, либо это очень мерзлый блок, который сформировался в период, когда озера не было. Это означает, что они находятся в замороженном состоянии. По контуру острова - оползневые трещины, которые приводят к его деградации.

Сравнение космических снимков и тех карт, которые были сделаны примерно тридцать лет назад, показывает, что вода уходит из озера, а острова активно деградируют. Один остров уже пропал. Вся строительная конструкция Пор-Бажына, по предварительным прикидкам, состоит из отдельных блоков. Древние строители применили технологию, при которой блоки могут свободно перемещаться относительно друг друга. Так, чтобы мерзлота не смогла разрушить строения. Некоторые пустоты уходят на большую глубину. Обнаружили две - шириной метров по пять, глубиной - полтора.

На очереди - изучение дна озера. Надеемся найти дамбы, следы реки или ручья, на берегу которой и была построена эта крепость.

Наука Тыва Восточная Сибирь