22.06.2007 06:00
Власть

Президент недоволен учебниками по истории

Владимир Путин недоволен отсутствием учебных пособий, глубоко и объективно отражающих нынешние события
Текст:  Владимир Кузьмин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4395)
Читать на сайте RG.RU

Вчера президент Владимир Путин встретился с преподавателями общественных наук, развернув дискуссию о российском самосознании, уроках прошлого и фактах настоящего.

Последние четыре дня в Москве проходила Всероссийская конференция преподавателей общественных наук. Все это время историки из разных уголков России, а также представители профильных министерств и ведомств обсуждали новые подходы и методологию преподавания истории в школах и высших учебных заведениях. Последним мероприятием для группы преподавателей стала встреча с президентом России.

"Вы хорошо знаете, что в гуманитарном просвещении Россия имеет не просто передовые, а лидирующие позиции, - заявил глава государства. - В условиях современного противоречивого мира ценность гуманитарного образования возрастает". И на преподавателей ложится не самая простая задача - они должны не только передать ученикам историю, но и сами понимать роль России и существующую политическую ситуацию. А для государства преподавание общественных наук для молодежи - это еще один из факторов решения приоритетных государственных задач.

Однако нормальное преподавание истории упирается в целый ряд проблем. Одна из них - дефицит учебной литературы. "Практически нет пособий, которые бы глубоко и объективно отражали события современности", - подчеркнул Путин. Кроме того, как подчеркивают эксперты, нет системы изложения тем.

Не вполне адекватна современности и система образовательных стандартов. Владимира Путина, например, не устраивает, что сегодня стандарты в основном представляют собой набор требований к ученику. Новые стандарты должны распространяться не только на обучающихся, но и на самих педагогов. А последним в свою очередь тоже необходимо набираться новых знаний. И государство готово помочь преподавателям с переподготовкой. При этом одной из принципиальных задач в ходе такого перехода является сохранение существующего учительского контингента. Тем более что учителей обществознания в России катастрофически не хватает. "Государство будет всемерно поддерживать талантливых педагогов, будет оснащать школы современным оборудованием", - заверил глава государства.

Определенные претензии есть и к издателям литературы. И президент, и приехавшие к нему учителя отмечали, что рынок заполнен сомнительной "околообразовательной" литературой. "А их (издателей. - Прим. "РГ") деятельность не просто полиграфическая, а образовательная", - заметил президент. И тут же пояснил, что речь идет не о преподавании истории по какой-то заданной кальке. "Я говорю о стандартах образования, а не о стандартах мышления, - подчеркнул он. - Конечно, в учебниках должны высказываться разные точки зрения".

Педагоги пошли дальше и даже поставили перед президентом вопрос об ответственности издательств за подобную околообразовательную литературу. И предложили на государственном уровне проводить отбор издательств, которые бы имели право печатать учебные пособия. Владимир Путин открыто эту идею не поддержал. Он еще раз повторил тезис о праве на существование альтернативных точек зрения. "Нужно помочь ученикам и студентам составить собственное представление на основе добросовестного изложения материала", - указал президент. При этом он отметил, что проблема не только в издателях, но и в тех, кто подобное пособие составляет. Некоторые учебники пишут люди, которые работают за иностранные гранты. "Так они и исполняют польку-бабочку", - бросил глава государства. Президент предложил создать специальную систему грантов для поощрения исследований в гуманитарных науках. "Большинство грантов направлено на финансирование поездок за рубеж. Этого мало. Надо создать специальную систему грантов, поощряющую гуманитарные науки, особенно тех, кто готовит современные учебники по истории", - заявил Путин.

Сами преподаватели поддержали заданный президентом общий тон беседы, рассуждая не только о методах преподавания, но и обо всей российской действительности и самосознании отдельного гражданина России. Заведующий кафедрой политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков отметил, что существовавшие в советские времена подходы к преподаванию истории и обществознания к началу 90-х годов напрочь устарели. "В 1990-1991 годах мы идейно разоружились, - заявил он. - Пришла очень зыбкая, абстрактная идеология общечеловеческих ценностей. Мы выучили слова "демократия", "свобода" и прочее. Нам дали эти кубики, а мы их до сих пор складываем". Или, продолжил Поляков, взять подход к гражданскому обществу. Россия импортировала этот термин у стран, где с государственностью все в порядке, где она формировалась столетиями. У нас же почему-то некоторые призывают бороться с государством, ограждая от него гражданское общество.

Сегодня, уверен Поляков, главная задача состоит в том, чтобы сформировать некую мировоззренческую точку, с которой мы могли смотреть на мир с позиции российского гражданина.

Владимир Путин уверен, что у России такая мировоззренческая позиция есть. "Россия такая страна, у которой веками вырабатывалось взаимодействие между различными концессиями и народами, фактически на генетическом уровне. Это культура, которая вырабатывалась веками, это толерантность", - заявил Путин, подписавший Указ о создании фонда "Русский мир", целью которого будет популяризация русского языка.

Качественное преподавание истории нынешнего поколения - это, возможно, еще и один из моментов подготовки будущего руководства страны. Через 10 лет нынешняя молодежь пойдет во власть и будет принимать решения, уверена действительный член Академии политических наук Оксана Гаман-Голутвина. Она выдвинула теорию пульсирующей связи времен и земель. "Конечно, история ничему никого не учит, - объясняла она связь времен. - Она наказывает за невыученные уроки". И здесь справедливо утверждение, что тот, кто контролирует прошлое, контролирует настоящее и будущее. Что касается связи земель, то она для России может быть более актуальна, чем для многих других стран мира. Так, Россия постепенно возвращается на пространство СНГ. В 90-е годы это пространство держалось на связях руководства бывших советских республик. Но во многих из них сейчас происходит смена поколений власти - приходят новые руководители, для которых Россия не ближнее, а дальнее зарубежье. В этой связи важно обратиться не только к образованию собственной молодежи, но и участвовать в совместных образовательных проектах с республиками Содружества.

Владимир Путин тоже обратил внимание на тот факт, что в отличие от нашей страны в других странах СНГ активно занимаются гражданско-патриотическим воспитанием молодых поколений, прививая гордость за собственное государство. Однако ему резануло слух выражение "элитарное образование". "Нам нужны качественные, подготовленные специалисты, - согласился он. - Но я бы попросил уйти от этих зарубежных штампов об элитарном образовании. Я - человек, который вырос на ленинградских улицах. И когда мне говорят о чем-то элитарном, сразу возникает чувство недоступности этого для граждан".

Пожалуй, лучше всего итог этой беседы мог бы подвести простой учитель истории и обществознания из Якутска Владислав Голованов. "Наша история - это не повод для самобичевания, - отметил он.- И ребенок всегда горд за свою страну, за ее успехи - он хочет находиться в успешной компании". Владимир Путин согласился с таким подходом: в истории России были и страшные страницы, но в других странах случались и поужаснее. И в отличие от некоторых мы не применяли ядерное оружие против мирного населения, не поливали страну тоннами химикатов, как это было во Вьетнаме, напомнил Путин.

А главным итогом преподавания российской истории могла бы стать простая и очевидная цель. "Мне бы хотелось, чтобы каждый ученик, став выпускником и патриотом, мог сказать словами Константина Симонова, что он "горд был за самую милую, за русскую землю, где я родился", - заключил якутский учитель.

Госуправление Образование Канцелярия