22.06.2007 03:50
Общество

Педагоги обсудили новые учебники

В Москве прошла конференция педагогов, на которой обсуждали новые учебники
Текст:  Игорь Елков
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4394)
Читать на сайте RG.RU

На суд 250 лучших школьных учителей и методистов, представлявших все регионы страны, были представлены две "книги для учителя", которые во многом меняют представление об учебной литературе.

"Обществознание: глобальный мир в XXI веке" под редакцией Леонида Полякова и "Новейшая история России 1945-2006 гг." Александра Филиппова не укладываются в привычные рамки. Обе книги выпущены ограниченным тиражом и с формальной точки зрения полноценными учебниками истории их назвать нельзя. Это учебники для тех, кто будет учить истории других: как для школьных педагогов, так и для "учителей самих учителей" - заведующих историческими кафедрами пединститутов.

Книги стали сюрпризом Всероссийской конференции "Обсуждение актуальных проблем преподавания обществознания", прошедшей на этой неделе в Москве. 250 педагогов, также из числа победителей региональных конкурсов "Лучший учитель", и стали их первыми критиками.

О том, какие чувства испытываешь, читая учебники, лучше всего говорят факты. Вы когда-нибудь держали в руках учебник истории, где описываются события... трехмесячной давности!? Не шучу: в книги включен анализ внешнеполитической деятельности российского МИД, заканчивающийся мартом 2007 года. Перечислены много здравствующих персонажей: президенты и министры, олигархи и политики, люди искусства и культуры.

Более того, авторы уже успели оценить роль и описать механизм схем, которые позволили ограниченному кругу россиян называться олигархами. Названы причины, по которым из страны эмигрировали Гусинский и Березовский, да и Михаил Ходорковский, полагаю, с интересом узнает, как школьникам будут рассказывать о причинах, которые привели одного из богатейших россиян в читинскую колонию.

Наконец, пожалуй, впервые простым языком описаны все знаковые события эпохи - включая те, отношение к которым до сих пор спорно и неочевидно.

Выступая перед педагогами, замглавы президентской администрации Владислав Сурков заметил, что мы часто принимаем избыток информированности за избыток знаний, и очень важно, как наши дети будут воспринимать историю своей страны. Между тем, она совсем не простая, есть в ней и темные пятна. Но, к счастью, все чаще преобладают взгляды на исторические события, которые формируют у россиян самоуважение.

Пожалуй, это действительно мини-революция в истории. Читая о самых сложных моментах, таких как ввод войск в Чехословакию и Афганистан, авторы выбрали нужную тональность. События на Даманском полуострове описаны также предельно объективно.

А самое главное - в прямом и переносном смысле, листая и светлые, и темные страницы истории, испытываешь ранее неизведанные чувства. Как выразился политолог Виталий Третьяков, простая история пишется для простых стран. Наша - сложная, и этого не надо стыдиться. Скорее наоборот. Авторы книг подчеркивают, что они сознательно ушли от деления современной истории на "красную" и "белую", и уж тем более проигнорированы трактовки событий западными историками. История одна для всех, и только - своя.

Образование