Сегодня в Москву на переговоры с Владимиром Путиным прибывает президент Молдавии Владимир Воронин. Будут, как официально объявлено, обсуждаться вопросы двусторонних отношений. И прежде всего приднестровское урегулирование. Ожидается, что Москва и Кишинев тут достигнут серьезных договоренностей.
Последние несколько лет российский и молдавский президенты ни разу обстоятельно не беседовали. Их мимолетные встречи на саммитах СНГ носили скорее лишь протокольный характер. Содержательного диалога до сих пор не было. Осязаемых признаков потепления тоже не наблюдалось, хотя из накопленного "льда" в отношениях между Россией и Молдавией образовались уже целые торосы. Похолодание, перешедшее в заморозки, началось с той поры, когда Москва отодвинулась от урегулирования приднестровской проблемы. Точнее, ее отодвинули. И весьма оскорбительным образом. В ноябре 2003 года президент Воронин после разговора с представителем ОБСЕ в последний момент отказался подписать уже согласованный с Москвой документ (он известен как "меморандум Козака"), предусматривавший создание "ассиметричной федерации" с входящими в нее на правах автономий Приднестровьем и Гагаузией, а также российскими миротворцами в качестве гаранта. Температура отношений между Москвой и Кишиневом с тех пор не поднялась ни на градус, только все падала.
Впрочем, в последний год Москва и Кишинев стали делать некоторые шаги навстречу друг другу. Сперва в Кишиневе побывал сопредседатель российско-молдавской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Затем в Москве состоялись достаточно теплые переговоры министров иностранных дел обоих государств - Сергея Лаврова и Андрея Стратана. Далее последовал визит в Молдавию заместителя главы российского МИДа Григория Карасина. Цель его командировки оказалась еще масштабнее - урегулирование проблем в российско-молдавских отношениях и устранение препятствий, мешающих этим отношениям успешно развиваться. Теперь же включилась в работу челночная дипломатия, осуществляемая заместителем секретаря Совета безопасности РФ Юрием Зубаковым. Его поездки в Кишинев с предложениями по приднестровскому урегулированию стали почти еженедельными. Чего не было до сего дня, так это диалога на высшем уровне. Подготовкой к нему, как мы теперь понимаем, и занимались весь год российские и молдавские официальные лица.
Немаловажная подробность: собираясь в Москву, Владимир Воронин проигнорировал саммит ГУАМ, как раз в эти дни проходивший в Баку. Там лидеры Грузии, Украины, Азербайджана при участии представителей 30 стран и международных организаций со всего мира обсуждали меры противодействия российскому влиянию. В частности, и создание в рамках ГУАМа собственных миротворческих сил на замену нашим миротворцам в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии. Не участвовать в этом толковище молдавский президент нашел формальный повод - поездку в Брюссель на якобы давно запланированную встречу с комиссарами Евросоюза. Но есть основания думать, что Владимир Воронин просто решил не раздражать своего российского собеседника накануне столь важной встречи.
Со своей стороны и Владимир Путин подготовился к встрече с коллегой. На стол сегодняшних переговоров будет незримо (а после, за обедом в неформальной обстановке, может статься, и натурально) выставлена бутылка молдавского. Это вино возвращается в Россию. Эмбарго на его поставку снято. На прошлой неделе Владимир Воронин подписал указ о немедленном возобновлении экспорта. Правда, по мнению экспертов, с учетом политических рисков мало кто возьмется начать поставки первым. Но в принципе никаких препятствий на пути молдавских вин к традиционному рынку сбыта больше не будет.
Технологию возвращения на российский прилавок "Негру де Пуркаре" и коньяка "Белый аист" в конце прошлого года обрисовал Владимир Путин: "Поставки будут осуществляться по принципу "одного окна" через специальные предприятия с целью дальнейшего сопровождения этой продукции и недопущения контрафакта". Сосредоточенностью на таких деталях российский президент еще раз дал понять: истина о причинах блокады молдавского алкоголя - исключительно в вине. В его скверном качестве. Никаких политических ингредиентов в забористом коктейле из резолюций Роспотребнадзора (в результате санкций, примененных Москвой, Молдавия потеряла 230 миллионов долларов) не было и нет.
Однако вскоре стала ясна подоплека чудодейственного очищения "Фетяски", "Гратиешты", "Пино Фран" от присущих им пестицидов и тяжелых металлов. Оказалось, Молдавия готова подписать протокол о присоединении России к ВТО. Как нетрудно понять - в обмен на снятие алкогольного эмбарго. Россия же в качестве важного бонуса к молдавской подписи получит еще кое-что: Кишинев может отменить особый таможенный режим на приднестровской границе. Собственно, этот режим и вызвал у Москвы тяжелое "послевкусие", заставив ее прибегнуть к "санэпидемическим" мерам.
Получив чувствительный удар по экономике, Кишинев стал вести себя сдержаннее. Явилось понимание, что антироссийская риторика - не лучший способ добиться прогресса в переговорах. В том числе и по проблеме пребывания российских войск на территории Приднестровья. Их вывод так или иначе увязывается с проблемой приднестровского урегулирования. Если на левом берегу Днестра снова полыхнет, как в 1992-м, в Россию хлынут потоки беженцев. Но такие последствия молдавское руководство до сих пор не принимало во внимание, требуя немедленно вывести российские войска. Точно так же Кишинев упорно отвергал российское предложение "предоставить Приднестровью в составе Молдавии статус особого административно-территориального образования в форме республики". Однако теперь молдавский президент готов "взять положения из меморандума Козака, чтобы использовать их вместе с другими документами по приднестровскому урегулированию". На стол сегодняшних переговоров лягут и новые предложения Москвы. В частности, есть намерение устроить встречу Владимира Воронина с президентом непризнанной Приднестровской республики Игорем Смирновым в присутствии Владимира Путина.
Нельзя не заметить: переговоры российского и молдавского лидеров происходят в момент, когда зашли в тупик российско-грузинские отношения. Это обстоятельство можно истолковать двояко. Например, так: перед лицом мирового сообщества России нужно доказать свою способность урегулировать конфликты на постсоветском пространстве, а лучшее доказательство этой способности - возобновление посредничества между Кишиневом и Тирасполем, невозможное без улучшения российско-молдавских отношений. Второе толкование предложила кишиневская газета Saptamina: "Грузия сейчас - подопытное государство, показывающее, что нас ждет в случае, если усилится великая политическая игра, в которой мы оказались мелкой пешкой".
Причины сближения между Россией и Молдавией можно объяснять так или иначе, но одно несомненно: после нескольких лет взаимного непонимания Москва и Кишинев пытаются найти общий язык. Это будет нелегко. Без бутылки молдавского, как теперь поняли обе стороны, тут не разберешься.