23.06.2007 03:10
Экономика

Сергей Иванов возродит БАМ и русскую деревню

Сергей Иванов возродит БАМ и русскую деревню
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4396)
Читать на сайте RG.RU
Узковедомственные интересы и несогласованность действий отдельных министерств мешают модернизации российской экономики - к такому неутешительному выводу пришел вчера первый вице-премьер Сергей Иванов на заседании правительственной комиссии по развитию промышленности, транспорта и высоких технологий.

Ситуация на самом деле парадоксальная. Россия владеет богатейшими природными ресурсами, имеет значительный научный потенциал и высокий уровень образования населения, а ее технологическое отставание от ведущих мировых держав по некоторым направлениям не только не сокращается, но даже увеличивается. Выход из положения Сергей Иванов увидел в лучшей координации работы федеральных органов власти и совершенствовании механизмов реализации промышленной политики.

В прошлом году эту проблему подробно обсуждали на заседании Совбеза. Тогда эксперты пришли к выводу, что России нужна комплексная программа научно-технического развития и модернизации экономики страны. Проект глобального, по оценке Иванова, документа вчера был представлен на суд правительственной комиссии.

От вопросов макроэкономики перешли к вещам более прозаичным. В разные годы и при разных властях делались попытки поднять российскую Сибирь и Дальний Восток. В середине прошлого века огромные средства шли на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. На БАМе заколачивали многочисленные "золотые костыли", в 1984 году открыли сквозное движение, но районы, по которым проходила дорога, так и оставались медвежьими углами. Сергей Иванов напомнил, что речь по существу идет о трети нашей территории.

- Эксплуатационная трасса от Тайшета до Советской Гавани на Тихом океане вместе со всеми прилегающими участками и ветками железной дороги составляет 5,5 тысячи километров. Ее транспортное экономическое влияние простирается на территорию примерно в 1,5 миллиона квадратных километров, - привел статистику первый вице-премьер.

Но главное, БАМ открывает доступ к крупнейшим минеральным, лесным и другим ресурсам Иркутской, Амурской и Читинской областей, Бурятии, Якутии и Приморского края. Разработка недр позволит не только поднять экономику обширной территории к востоку от Байкала, но и расширит связи России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Все это - предмет особой заботы председателя правительства Михаила Фрадкова, который возглавляет госкомиссию по развитию Дальнего Востока и Забайкалья. Сергей Иванов не скрывал, что обсудить пути возрождения БАМа ему поручил премьер, а итогом заседания должна стать программа мер по развитию магистрали.

Поднимать запущенные отрасли промышленности ничуть не легче, чем возвращать к жизни регионы. Применительно к сельскохозяйственному машиностроению это верно на сто процентов. Российская деревня и раньше на ладан дышала, а в рыночных условиях колхозы начали просто загибаться. Износ техники и миллиардные долги - их сегодняшний удел. Ну а те, кто смог выжить, ориентируются главным образом на зарубежную сельхозтехнику. Причем покупают не новую, а так называемый секонд-хенд. В последние два года так были приобретены 100 тысяч тракторов и 3 тысячи зерноуборочных машин на общую сумму 3 миллиарда долларов.

- Это нас не устраивает, - был категоричен в оценках Сергей Иванов. - Тем более что в России заработал национальный проект по сельскому хозяйству.

Вопрос стоит о фактическом возрождении в России сельскохозяйственного машиностроения. Недавно первый вице-премьер ездил на "Ростсельмаш", где ему показывали новые конкурентоспособные комбайны. Однако Иванов признал: для нашей страны это - капля в море.

Железные дороги Макроэкономика АПК Вице-премьеры