Энергоресурсы не должны быть рычагом политического давления. Такое заявление сделали участники Балканского энергетического саммита в Загребской декларации. То есть речь идет о том, что в современных условиях энергоресурсы являются товаром, равный доступ к которому должен быть обеспечен всем участникам рынка.
Вчера в столице Хорватии прошел Балканский саммит по энергетическому сотрудничеству, который Москва, по сути, воспринимает как начало регионального энергодиалога между Россией и Юго-Восточной Европой. На форум съехались главы Албании, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Румынии, Сербии, Словении и Черногории. И, конечно, России как основного поставщика энергоресурсов на Балканы.
Более-менее отстроив взаимопонимание с крупнейшими энергетическими клиентами в Европе, Россия обратила свое внимание на Балканы - стратегически важный регион с точки зрения транспортировки сырья. Действительно, Южная и Юго-Восточная Европа занимают значительное место в российском энергетическом экспорте. В 2006 году в регион было поставлено 73 миллиарда кубометров газа и 59 миллионов тонн нефти. Но при стабильном росте экспорта в эти страны Балканы становятся регионом конкуренции за транзитные маршруты. Да и сами Балканские страны не прочь играть большую роль в европейском энергораспределении. Владимир Путин вчера постарался доказать балканским лидерам, что Россия хочет, может и, главное, уже работает над энергобезопасностью региона.
"Вопросы обеспечения энергетическими ресурсами стали важнейшей составляющей международной экономической политики, - заявил российский лидер, выступая на саммите. - И стратегическая цель нашей совместной работы - это достижение доступности и гарантированное получение энергоресурсов всеми странами региона".
Наша страна как один из лидеров мировой энергетики готова взять на себя решение энергетических проблем Балкан. Правда, при неизменном условии, задекларированном на саммите "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, - обоюдной ответственности поставщиков, транзитеров и потребителей. "Еще один важный принцип взаимодействия в энергетике - это прозрачность и справедливые условия деловых отношений", - продолжил Путин. И, наконец, в основе энергетического партнерства должна лежать долгосрочность в качестве стимула для активного развития других направлений сотрудничества.
На Балканах, правда, несколько иначе смотрят на распределение ответственности в энергетической цепочке. Президент Хорватии, кажется, считает, что стабильность мировой энергетики прежде всего лежит грузом на плечах поставщиков. Это является следствием текущей ситуации на энергетическом рынке. "Рынок энергоносителей является рынком продавцов, - отметил Стипе Месич. - То есть спрос на нем превышает предложение. Именно поэтому он должен быть свободным, открытым, прозрачным, а энергоносители должны быть доступны всем и на одинаковых условиях".
Президент России спорить с этим не стал, показав, что Москве подобная "ноша" по силам. Тем более на саммит российская делегация приехала не с пустыми руками. В марте, напомнил Путин, Россия, Греция и Болгария подписали соглашение о строительстве нефтепровода Бургас-Александруполис. А накануне Балканского энергетического саммита российский "Газпром" и итальянская компания "ЭНИ" заключили меморандум о строительстве по дну Черного моря газопровода "Южный поток", параллельного уже действующей газовой нитке, для дальнейшего транзита "голубого топлива" в Италию.
"Флагманом сотрудничества с Балканскими странами, конечно же, является "Газпром", - подтвердил российский лидер. Он не только поставляет газ, но и активно участвует в развитии инфраструктуры. Так, существует интерес к созданию в Балканских странах сети подземных газохранилищ. Компания также заинтересована в газификации территории Македонии с последующим строительством трубопровода в Албанию.
Да и хозяйка саммита Хорватия могла бы более активно участвовать в мировой энергетической инфраструктуре. Давно существует проект соединения нефтепроводов "Дружба" и "Адрия" для прокачки нефти в итальянский Триест. Однако проект до сих пор тормозится, причем не без участия Загреба, который ссылается на отсутствие к нему интереса со стороны двух других участников - Италии и Словении. При этом Хорватия активно лоббирует реализацию другого нефтяного проекта - Панъевропейского нефтепровода, - который планируется провести все на тот же Триест. Эта нефтяная нитка может открыть Европу для каспийской нефти и стать конкурентом российским маршрутам. Проектная мощность системы составляет 40 миллионов тонн нефти в год. Тем не менее Россия, как заметил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, поддержит любой проект, в том числе и нефтепровод Констанца - Триест, если он "лишен политических спекуляций и базируется на прагматизме".
Не стоит забывать и об альтернативных российским газовых проектах. Если Москва предлагает Загребу провести по территории этой страны "голубой поток-2" до Северной Италии, то в качестве альтернативы у Хорватии есть проект газопровода "Набуккко" для поставок каспийских и центральноазиатских ресурсов. Опять же, если в среднесрочной перспективе позиции России в качестве основного поставщика сырья в Хорватию, в частности, и на Балканы в целом, видятся стабильными, то с реализацией в будущем альтернативных проектов у российских энергоносителей появятся серьезные конкуренты. Причем не только в Юго-Восточной части, но и во всей Европе.