Глядя на элегантный летний наряд мэра, журналисты заранее улыбались: посмотрим-ка мы, надолго ли удастся сохранить такой вид после прогулок по фермам...Увы! Мы явно недооценили Лужкова и московского подхода ко всему, за что бы он ни брался. Коров в Медыни устроили вполне по-европейски, а потому из коровников смело можно было отправляться хоть в Большой театр, не опасаясь не то что грязных туфель, даже специфичного запаха, без которого обычно трудно представить российскую ферму.
Ярко-желтые здания с прозрачным фонарем через всю крышу выглядели ничуть не хуже тех, в которых рогатые иностранки жили у себя на родине. "Эта стеклянная галерея сверху обеспечивает хороший воздухообмен, а потому на ферме ничем и не пахнет", - объяснил корреспонденту "РГ" глава "Мосмедыньагропрома" Валерий Пучков. - Вторая выгода от нововведения - в помещении всегда светло, не нужно тратиться на освещение. Немцы - народ прижимистый, вот мы и стараемся учиться у них". Доктор Зон, помогавший выбирать животных в Германии для отправки в Россию, недавно тоже побывал в Медыни, чтобы своими глазами убедиться, стоит ли с москвичами и дальше иметь дело. "Гут!" - сказал он, оценив ситуацию. "Наши буренки даже мычат уже по-русски - почти без акцента", - гордятся доярки из деревни Михеево. А 200 коров из 950, поступивших в хозяйство в апреле, принесли уже приплод.
"К осени это хозяйство должно стать племенным, но торговать молодняком первые три-четыре года оно пока не будет, - позже пояснил Юрий Лужков. - Наша задача - за короткое время создать свое элитное стадо из 12 тысяч голов". Пока же есть только 4,5 тысячи. Поэтому, чтобы ускорить процесс, закупки скота за границей продолжатся.
Хозяйство это создается в прямом смысле слова на развалинах колхоза "Путь Ильича". Когда в девяностые годы скот здесь весь извели, от ферм остались только стены, а народ поразъехался, правительство Москвы сначала выкупило у оставшихся крестьян по хорошей цене 12 тысяч гектаров земель. Затем потихоньку начало приобретать технику - тракторы и комбайны теперь тут такие, каких в Медыни в жизни не видели, - самых популярных в мире марок. Как только в деревни начала возвращаться молодежь, стали строить коттеджи, чтобы не только коровы жили по европейским стандартам. Теперь на очереди, пояснил корреспонденту "РГ" Пучков, таун-хаусы на 100 квартир. В селах снова зазвенели детские голоса. Школу для ребятишек, построенную тоже по суперпроекту, возвели еще два года тому назад. В субботу же мэр смотрел, как дела со строительством садика, который известная московская фирма возводит в деревне Романово, как в Москве - с бассейном, просторными игровыми комнатами и учебным классом. А еще все дети здесь будут выходить в самостоятельную жизнь дипломированными пчеловодами - старую школу реконструировали и оснастили так, что из нее получился прекрасный учебный центр по пчеловодству. "Должен же в Медыни мед свой быть!"- говорит Пучков.
В общем, интерес к здешним местам появился такой, что в Романове вынуждены были начать строить даже трехэтажную гостиницу. А что делать, надо где-то народ селить, если сюда едут поучиться даже с Камчатки?
Трудно поверить, но на все эти преобразования ушло меньше двух лет. Зато едешь по Медынскому району и глаз радуется: по обе стороны дороги - засеянные и ухоженные овсом и кукурузой поля. Надои - на первом месте по всей области, где в среднем получают по 3300 молока от коровы, а тут - по 7700. Пока за все возрождение платит столичный бюджет. "Но как только доведем численность скота до 8 тысяч голов, хозяйство станет рентабельным, - уверен Юрий Лужков. - А еще немного погодя оно начнет возвращать вложенные в него деньги".
Спрашивается, зачем Москве, стоящей на асфальте, вообще заботиться о своем пропитании? Покупает и дальше может покупать! "Необходимо снизить импортную зависимость города в обеспечении продовольствием", - уверен мэр. 19 крупных агрохолдингов, созданных Москвой в Центральном федеральном округе в рамках нацпроекта по развитию АПК, уже делают свое дело. Как рассказал корреспонденту "РГ" зам. руководителя столичного департамента продовольственных ресурсов Виктор Ольховой, только за первое полугодие текущего года они поставили в Москву 60 тысяч тонн мяса, или 10 процентов от съедаемого городом. Кроме этого, 300 тысяч тонн молока, или четверть всех поставок, а также 140 тысяч тонн зерна, или 80 процентов необходимого столице.
Ну а у баварских буренок, прибывших на землю Медыни, есть еще одна задача, которая возложена на них персонально, - обеспечить московских детей школьными завтраками из натуральных молочных продуктов. Проект современного завода по переработке молока для этого, который будет построен здесь же, по соседству с коровниками, уже проходит экспертизу. Первую продукцию он даст ровно через год, заверили руководители хозяйства. "Этого молока хватит и пенсионерам, если разольем его в полуторалитровые бутылки и начнем развозить прямо по дворам", - загорелся на прощание еще одной идеей мэр.