25.06.2007 02:00
Экономика

В Москве открывается второй инновационный форум Росатома

В Москве открывается второй инновационный форум Росатома
Текст:  Александр Емельяненков
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4396)
Читать на сайте RG.RU
Накануне организаторы дали пресс-конференцию в "Российской газете". На вопросы журналистов отвечали советник главы Росатома Петр Щедровицкий и директор Центра "Атом-инновация" Марат Мулюков.

Петром Щедровицким, которого не без оснований считают идеологом структурных реформ, происходящих сейчас в Росатоме, с самого начала было заявлено, что атомная отрасль как никакая другая подходит под понятие кластер. По его словам, на семи-восьми технологических переделах - от добычи, конверсии и обогащения урана до фабрикации топлива и создания атомных станций с их последующей эксплуатацией, ремонтом и выводом из эксплуатации - реализуется полноценная цепочка добавленной стоимости.

Помимо того, что российский атомный кластер давно включен в мировую систему разделения труда (сейчас у него семь контрактов на строительство атомных станций за рубежом и десятки соглашений на поставки урана и ядерного топлива), а сама отрасль переживает ренессанс (во многих странах, в том числе в России, пересматриваются энергетические стратегии в пользу увеличения доли атомной генерации), у атомной сферы гигантский инновационный потенциал.

- Речь о том, - акцентировал свою мысль Щедровицкий, - что научные и проектные работы, которые ведутся в этой области, важны не только для развития самой атомной энергетики, но имеют важное влияние и на сопредельные отрасли. Наш форум как раз нацелен на активизацию межотраслевого влияния, на поддержку технологий, которые возникли в атомной сфере и могут быть использованы за ее пределами. Например, в авиастроении, при водоподготовке, в диагностике трубопроводного транспорта, электронике, горнодобывающих отраслях, в нефтегазовом комплексе, на железнодорожном транспорте и в коммунальном хозяйстве.

Во все эти отрасли в том или ином объеме уже проникли или проникают технологические решения, которые исходно разрабатывались для атомной энергетики. При этом около 20 проектов, что будут представлены в Президент-отеле, уже находятся на стадии проработки с потенциальными заказчиками из сопредельных отраслей.

Если год назад, на первом таком форуме Росатома, стояла задача внедрить в сознание участников бизнес-подход к организации инновационной деятельности и создать своего рода коммуникационную площадку для инвесторов и разработчиков, то в этот раз пошли дальше. Марат Мулюков перечислил несколько проектов, которые уже имеют своего инвестора, и резюмировал:

- Сейчас мы говорим о создании условий для межотраслевого перетока инноваций.

Вторая цель форума, по его же словам, - укрепление международной кооперации в научно-инновационной сфере. Оно предполагает знакомство с международными стандартами и технологиями управления в инновационной сфере. А еще - создание предпосылок для инфраструктурной кооперации, в том числе в вопросах финансирования и страхования рисков. В отрасли, по словам Мулюкова, должен появиться собственный венчурный фонд. Управляющая компания для этого уже создана...

Поведав о планах инновационной экспансии Росатома в другие отрасли экономики и сферы нашей жизни, гости "Российской газеты" согласились рассказать и о том, какие узкие места и нерешенные проблемы есть внутри атомного кластера и где тоже необходимы инновационные подходы.

- Первый круг вопросов - это, безусловно, изменение технологии строительства атомных станций, - считает Петр Щедровицкий. - Наши конкуренты заявляют, что будут строить АЭС за 36-39 месяцев. А мы сегодня по нормативному сроку строим 54 месяца. В реальности этот процесс - и на наших стройках, и за рубежом - еще более растягивается. Во многом это объясняется проблемами в поставках энергетического оборудования...

На второе место был поставлен "комплекс вопросов обращения с радиоактивными отходами и отработанным ядерным топливом".

- Мы планируем в октябре специализированную ярмарку инновационных проектов, - сообщил советник главы Росатома. - Хотим провести инвентаризацию существующих и предлагаемых решений в этой сфере и точно так же, как было с проектом АЭС-2006, выделить те, которые будем внедрять в буквальном смысле с завтрашнего дня...

А третий круг вопросов, по мысли г-на Щедровицкого, тесно связан с первым. Это все, что связано с подъемом энергетического машиностроения. Причем сама задача выходит далеко за рамки возможностей только атомной отрасли. Потому что даже в советские времена заказы атомщиков покрывали максимум 10-12 процентов от общей загрузки предприятий энергетического машиностроения. И сегодня вряд ли можно сформировать эффективную компанию в сфере машиностроения, которая будет завязана только на атомную отрасль.

- Поэтому здесь мы работаем в сотрудничестве с РАО "ЕЭС России", - миролюбиво заключил Петр Щедровицкий.

Тем временем

В национальных лабораториях, относящихся к министерству энергетики США, экономический эффект от трансфера технологий только в 2006 году составил около 450 миллионов долларов. При этом по американскому законодательству все федеральные ведомства обязаны ежегодно выпускать отчет по трансферу технологий, если получали из бюджета государства деньги на НИОКР.

Дает повод задуматься и такое сопоставление. В России в 2006 году выдано всего 134 патента на изобретения, в которых одним из правообладателей является Росатом. А национальные лаборатории в системе минэнерго США за тот же год получили 438 патентов, оформили 5916 лицензионных соглашений и 1694 заявки на изобретения.

Энергетика