- Сама по себе скупка акций как рейдерский инструмент бессмысленна без дальнейшей поддержки перехвата управления предприятием со стороны государственных органов - суды, прокуратура и т.д., поэтому основной вопрос защиты от рейдерского захвата лежит в сфере нейтрализации действий коррумпированных чиновников, нивелировании так называемого административного ресурса, - считает член комиссии Александр Богатиков. - Список государственных органов, которые могут быть задействованы в корпоративной войне, достаточно велик. Выделяем только наиболее влиятельные, которые участвуют в любом конфликте. Это судебная система всех уровней, правоохранительные структуры в лице органов внутренних дел, прокуратуры, спецслужб, а также контрольно-ревизионные службы, осуществляющие функции санитарно-эпидемиологического, экологического, пожарного, антимонопольного, валютного и т.д. контроля. Ни один захват крупного предприятия не может обойтись без прямой или косвенной поддержки представителей президентской вертикали управления в регионах (аппараты представителей в федеральных округах), региональных властей (глав регионов и аппаратов их администраций), органов местного самоуправления и депутатского корпуса.
На днях комиссия обсудила два взаимодополняющих вопроса. Во-первых, коррупция в России рассмотрена как основная причина массового возникновения "черных рейдеров". Во-вторых, общественной экспертизе подвергнут проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты (в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов), внесенного правительством в начале года в Госдуму и прошедшего первое чтение.
Актуальность поправок велика. На комиссии отмечалось, что кое-кто даже из депутатов Федерального Собрания уже склонен считать "черное рейдерство" как самостоятельную отрасль экономики, способствующую ее оздоровлению. Между тем появились прецеденты, когда добросовестным правоохранителям удалось реализовать ряд дел, в том числе против "добросовестных" приобретателей чужой собственности. Характерно, что многие из них широко известны в узких криминальных кругах под принятыми там "погоняловами".
По данным Следственного комитета МВД, в 2004 году по фактам противоправных поглощений было возбуждено 171 уголовное дело. За неполный 2006-й (точных данных по году пока нет)- 354. Самые распространенные статьи Уголовного кодекса, по которым привлекаются к ответственности рейдеры, - самоуправство и мошенничество. Но после мучительных потуг начала формироваться практика применения норм УК, предусматривающая более строгие наказания, в частности, по 210-й статье - организация преступного сообщества. По данным СК МВД, рейдеры стали наконец получать реальные, соразмерные содеянному наказания. И эта тенденция развивается по нарастающей.
В материалах, распространенных на комиссии, отмечается, что пока к максимальному сроку наказания осенью прошлого года приговорили участников захвата одного из подмосковных предприятий. Два рейдера получили по 14,5 и 15 лет лишения свободы.
Масштабную атаку на рейдеров провели летом прошлого года правоохранительные органы Санкт-Петербурга. Начались громкие аресты по уголовным делам, связанным с захватами предприятий. Причем на посадку пошли не только исполнители, но и заказчики.
Назревает судебный процесс по делу некой инвестиционной компании. Членам этой рейдерской группировки инкриминируется обвинение по ст. 210 УК РФ - организация преступного сообщества - особо тяжкого преступления, за которое предусматривается до 20 лет заключения. В Москве на сегодня ни одной из рейдерских групп к ответственности по этой статье не привлекалось. От деятельности этих "инвесторов", построенной на "черных" схемах отъема собственности, пострадало более 50 московских предприятий. Сейчас арестовано около 30членов группы. Уголовное дело будет передано в суд в ближайшее время.
Кажется, лед тронулся. Не тут-то было. Перспективы антирейдерских судебных процессов далеко не безоблачны. В 2005 году из 346 расследуемых уголовных дел 58 прекращено, 62 приостановлено. До суда в 2005 году дошло только 51 дело, а за девять месяцев 2006 года- 46. Приговоров с 2004 года по настоящее время вынесено всего 19.
По мнению членов комиссии, в Санкт-Петербурге резонансные уголовные дела, связанные с рейдерством, до сих пор не развалены, а фигурантов арестовывают только благодаря тому, что расследует их управление Генеральной прокуратуры. Из более чем 30 уголовных дел, возбужденных в 2005 году и расследуемых милицией по фактам хищения активов предприятий Санкт-Петербурга, в суды направлено всего два, два имеют судебную перспективу, остальные были приостановлены по различным причинам или вообще прекращены.
В решении, принятом комиссией, сделан неутешительный вывод: "В отличие от ситуации, например, трехлетней давности, некоторые сотрудники правоохранительных органов выступают в качестве самостоятельной силы, имея собственные, отличные от сторон конфликта бизнес-интересы. В частности, кроме практики "заказных" проверок в целях получения хозяйственных и прочих документов и общего давления на собственников, возбуждаются уголовные дела против менеджмента. Дальше работает простая формула захвата: "бизнес или его часть в обмен на прекращение уголовного преследования".
Чрезвычайно остро стоит вопрос защиты бизнеса от коррупционного насилия. Коррупция - это не только использование прорех в законодательстве, коррупция- это создание в нем действий в обход любого, даже самого совершенного законодательства. Нередко суды, причастные к фактам захвата бизнеса, выносят решения, идущие вразрез с действующим законом.
Кроме многочисленных частных замечаний к законопроекту, эксперт общественного движения "Против коррупции" Александр Киц, ректор Первого института корпоративного права Юрий Борисов и другие участники обсуждения пришли к общему выводу. В данном виде предлагаемые изменения в законодательстве затрудняют деятельность так называемым несистемным "черным рейдерам". Волкам-одиночкам, действующим нахрапом на свой страх и риск. Что касается системных захватчиков, обладающих, как было сказано, "многослойной крышей", тропы остались без капканов. Будем надеяться - пока. До второго чтения.