Да и въехать туда можно лишь на такси с израильскими номерами - обратно пропускают только такие машины. Въезд на территорию Израиля палестинским таксистам запрещен, поскольку блокада автономии все еще действует.
После вылизанного и, несмотря на 40-градусную жару заполненного туристами "Вечного города", на территории Палестины перед глазами предстают безжизненные холмы из песчаника с редкими оливковыми деревьями. И без того невеселую картину обезображивает высокая, похожая на тюремную израильская "стена безопасности", которая причудливо вьется вдоль дорог, перескакивая с холма на холм. Машину начинает трясти по ухабам. Денег, чтобы чинить дороги, у местных властей нет. Исключение составляет лишь улица, ведущая к "Мукатаа" - резиденции главы Палестины Махмуда Аббаса. Повсюду следы запустения, мусор и густая пыль, будто находишься не в 20 километрах от Иерусалима, а где-то в самой глухой и забытой Богом арабской провинции. У дверей резиденции президентская охрана в зеленой форме с "калашниковыми" за спиной, убедившись, что посетитель - российский журналист, пропускает меня внутрь.
После ритуального посещения могилы Ясира Арафата беседую с местными чиновниками. Они жалуются, что Палестина фактически находится в информационной блокаде. И обо всем происходящем здесь мир узнает лишь после того, как первоначальная информация прошла через израильский фильтр.
Естественно, разговор заходит о недавних бурных событиях в секторе Газа. Председатель фракции ФАТХ в парламенте Азам аль-Ахмед назвал происходящее "военным переворотом", тщательно подготовленным экстремистским крылом ХАМАС. Характерно, что ХАМАС попыталась превратить мечети по всей автономии в центры идеологической обработки и мобилизации верующих с последующей их военной подготовкой. Цель всего этого, как на днях признал один из руководителей ХАМАС Махмуд аз-Захар, превратить регион в Исламское государство, где правят Коран и шариат.
Официальный представитель ФАТХ Ахмед Абдель Рахман рассказал, что трения между светской ФАТХ и религиозной ХАМАС не прекращались и после создания коалиционного правительства. ФАТХ и глава автономии Махмуд Аббас терпеливо пытались найти взаимоприемлемые решения путем переговоров и компромиссов. Но тщетно. Военно-экстремистское крыло ХАМАС, так называемые "исполнительные силы", убили ряд офицеров службы Палестинской безопасности и готовили покушение на Махмуда Аббаса.
Почему они так легко взяли власть в Газе? Как считает Абдель Рахман, силы безопасности, по сути, не оказали хамасовцам сопротивления, поскольку не желали полномасштабной гражданской войны. Однако жестокость исламских боевиков, добивавших раненых, сбрасывавших с крыш живых людей и безжалостно пытавших попавших к ним в плен противников, шокировала не только палестинцев, но и все международное сообщество.
Абдель Рахман убежден: приход ХАМАС к власти в Газе выгоден Израилю, поскольку демонстрирует слабость официальных палестинских властей. Представители Израиля вновь заговорили о недостаточной зрелости палестинцев, чтобы сформировать собственное государство.
На встречу лидеров Египта, Израиля, Иордании и Палестины в Шарм аш-Шейхе делегация автономии поехала с твердым намерением доказать ее участникам, что лучшее средство для борьбы с исламским экстремизмом и с ХАМАС - конкретные шаги, прежде всего со стороны Израиля, по мирному урегулированию палестинской проблемы на основе международной законности. И мелкими финансовыми подачками и обещаниями ликвидировать в автономии часть израильских блокпостов - проблему не решить. Выход из ситуации - проведение в Палестине новых выборов - и парламентских, и президентских .