26.06.2007 01:00
Происшествия

Уральские СМИ ищут национальную подоплеку в авариях маршрутных такси

На улице уральского мегаполиса маршрутное такси убило двух пассажирок
Текст:  Александр Бурков (Екатеринбург)
Российская газета - Урал: №0 (4397)
Читать на сайте RG.RU
Дорожно-транспортное происшествие с участием грузовика японского производства и маршрутного такси "ГАЗель" на перекрестке улицы Бажова и проспекта Ленина, приведшее к гибели двух женщин, стало главной темой недели в средствах массовой информации. И ход общественной мысли вывел на проблему гастарбайтеров за рулем. Ведь маршруткой управлял выходец из Киргизии Экматуло Мусаев.

Мы решили разобраться в сложившейся ситуации и получить информацию из первых уст. Для этого нужно было найти водителя "ГАЗели". Итак, напомним, ДТП приключилось в 9.30 утра 21 июля. По имеющимся сведениям, "маршрутка" мчалась с запредельной скоростью по проспекту Ленина и не пропустила иномарку. В результате произошло столкновение, машина перевернулась, одна пассажирка скончалась на месте, вторая умерла по пути в больницу. Пять человек доставили туда с травмами различной тяжести, в том числе и водителя. Пострадавшим была оказана первая помощь, на сегодня все они выписаны, на что указывает журнал регистрации.

Что касается Мусаева, то с ним произошла неувязка. Первоначально сообщалось, что он госпитализирован в тяжелом состоянии. Однако в списках больных его фамилия не значилась. В приемном покое после некоторых разбирательств выяснилось, первый диагноз - перелом таза - признан ошибочным, все обошлось гематомами, ушибами.

- С такими травмами у нас не госпитализируют, - пояснили в больнице, - ищите его дома.

Проживает наш герой в районе, известном как Чайна-таун, возле Таганского рынка. Дверь открыла его соплеменница, представившаяся Фаей.

- Мусаева сразу поместили в следственный изолятор, он очень набожный и спокойный человек, - рассказала собеседница, - жена у него умерла, ему 47 лет, он отец пяти детей, младшему пошел седьмой год. Водителем проработал около трех месяцев, практически все деньги отсылал на родину. Мы все переживаем за него.

По ее словам, есть некие свидетели ДТП, которые видели, как "ГАЗель" выехала на перекресток на мигающий зеленый сигнал светофора.

Так это или не так предстоит разобраться следствию. Но вряд ли оно задастся вопросом, почему непременно гастарбайтеры становятся последнее время участниками дорожно транспортных происшествий. Возможно, потому, что в подавляющем большинстве именно выходцы из Средней Азии и Кавказа сегодня сидят за рулем "ГАЗелей". (Именно машины этой модели, по данным пресс службы областного управления ГИБДД, совершили в нынешнем году 80 процентов ДТП от общего числа последних). В поисках работы приезжие с юга соглашаются на любой труд, независимо от его тяжести и зарплаты. Чтобы не быть голословным, приведу откровение одного из водителей маршрутки.

- Приходится вставать в полпятого утра, а возвращаться в 12 ночи. Работаю со сменщиком, так что сама машина отдыхает всего четыре часа в сутки. Иногда за это время двигатель не успевает остыть. За смену делаю по пять рейсов, на каждом зарабатываю по 500 рублей. Оплачиваю бензин, отдаю хозяину полторы тысячи рублей. В месяц у меня выходит 10-12 тысяч.

Как видим, график работы более чем напряженный. Все сводится к материальной заинтересованности. Какая уж тут культура обслуживания и соблюдение правил вождения!.. Любое стояние в пробках водители рассматривают как прямое покушение на собственный карман, лишний расход бензина. Все затраты минимизируются, например, зачем нужен в салоне кондуктор, ему же платить надо. В одной из маршруток я видел специально оборудованное место для перевозки детей - деревянный табурет, поставленный на попа: ребенок должен располагаться между его ножек. Превышение скорости - самое характерное нарушение. Между тем тесты показывают, что при скорости "ГАЗели" свыше 54 километров в час в случае столкновения пассажиры получают травмы, не совместимые с жизнью.

Может, действительно пришла пора распрощаться с травмоопасными автомобилями? В этом смысле резко выразился и мэр Екатеринбурга на заседании городской Думы, сравнив "ГАЗели" с устаревшими уличными киосками, которые убирают с городских улиц. Что ж, запретительные меры не самые сложные в исполнении. Но сегодня маршрутки заняли настолько прочно свою нишу, что их нечем заменить. Если бы городские власти обновили парк муниципального транспорта, убрали с маршрутов расхристанные "Икарусы", которые зачастую сами становятся причиной пробок, перекрывая движение, тогда

"ГАЗели" никого бы не привлекли. А пока что они более чем востребованы.

Очевидно, в нынешней ситуации надо наводить порядок в компаниях перевозчиках, в том числе использующих гастарбайтеров. Работодатели должны нести ответственность за состояние автомобильного парка, организацию труда, соответствие персонала заявленной квалификации. Немаловажно и знание русского языка водителем, хотя бы в объеме устного разговорного, чтобы он понимал требования работника ГИББД. А сейчас крайним становится шофер, которому дают "баранку" и отпускают на отхожие заработки - крутись, как хочешь. Кстати, сами водители отзываются о "ГАЗели", как о надежном автомобиле (если, конечно, не брать в расчет отсутствие современной системы безопасности). Значит, все таки дело в человеческом факторе.

Аварии и катастрофы Екатеринбург Урал и Западная Сибирь