Верховный суд ввел жесткие рамки для всех людей в мантиях. Отныне им запрещено грубить и хамить, козырять служебным положением, мешать журналистам работать, принимать без разбора подарки и многое, многое другое, что может уронить авторитет третьей власти.
- В основном у нас созданы все условия, чтобы российское правосудие работало эффективно, - заявил председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. - Создана материально-техническая база, есть возможность для совершенствования правосудия. Но на сегодняшний день не решен один из главных вопросов: отсутствует система подготовки кандидатов в судьи. Мы в этом проигрываем, проигрывают в этом общество и государство.
Как уже писала "Российская газета", Верховный суд предлагает создать специальные курсы, на которых будут сеять разумное, доброе, вечное в души будущих судей. Но власть такая штука, что может испортить даже самого благовоспитанного судью. Поэтому и за людьми в мантиях нужен контроль. Этим занимаются квалификационные коллегии судей.
В Верховном суде проанализировали, как же работали эти коллегии, кого и за что наказывали, кого миловали. Неожиданно выяснилось, что в прошлом году выросло число судей-нарушителей. А может просто наказывать стали чаще.
- За 2006 год были привлечены к дисциплинарной ответственности 373 судьи, из них 89 досрочно прекратили полномочия, в основном за поступки, порочащие честь судьи, - сообщил Вячеслав Лебедев. - Большинство из наказанных - судьи с небольшим стажем работы. По сравнению с 2005 годом число судей, привлеченных к дисциплинарной ответственности, в прошлом году увеличилось почти в полтора раза.
Итогом анализа стало постановление Пленума Верховного суда, которое подробно разъяснило, как отныне судьям следует себя вести на работе и дома. Требования стали жестче, а контроль обещает быть более серьезным.
Самое приятное для журналистов, а, значит, и полезное для всех читателей - для них должны быть открыты все двери судебных залов, ну или почти все. Любые помехи, которые судья попытается чинить акулам пера, будут считаться нарушением профессиональной этики со всеми вытекающими отсюда последствиями. А последствия могут быть очень серьезные.
Конечно, часть процессов так и останутся закрытыми. Но вешать замок на дверь зала и засекречивать уголовное дело можно только в особых случаях, которые предусмотрены законом. Никаких иных причин выдумывать нельзя.
Судья не должен проявлять высокомерие. Ему следует избирать вежливый и спокойный тон ведения судебного процесса, быть сдержанным, тактичным, с уважением, пониманием и терпением относиться к участникам судебного разбирательства и присутствующим в судебном заседании. Это не благие пожелания, а требование Верховного суда.
- Некорректное поведение граждан в здании суда или в судебном заседании не освобождает судью от обязанности быть тактичным, объективным и справедливым в отношении этих граждан, - сказано в постановлении.
Писать приговоры и решения надо простым, понятным языком. Это важно, а то иногда такое понапишут, что пристав ногу сломит, стараясь выполнить. Так нельзя. Неубедительные и небрежно составленные судебные акты порождают сомнения: а так ли судья был беспристрастен?
Обычно говорят, что хороший суд - это справедливый суд. Однако четкая организация работы тоже имеет значение. Никакой справедливости не захочется, если за каждой справкой приходится стоять в очередях, заседания постоянно переносятся.
Теперь председателям судов строго предписано следить за тем, удобно ли гражданам в судах: как выдаются справки, нет ли волокиты в делах, вся ли информация доступна. Граждане, обращающиеся в суд, должны затрачивать минимум времени на разрешение возникших у них вопросов, решил пленум Верховного суда. За хамство секретарши или судейской уборщицы также должен отвечать председатель суда, потому что он лично отвечает за все, что происходит во вверенном ему храме правосудия. На это Верховный суд тоже лишний раз обратил внимание.
В личной жизни судье следует быть осторожным. Соблазнов вокруг много, особенно если на твоих плечах мантия. Почему-то так складывается, что как только в руках человека оказывается власть, у него появляется масса друзей, готовых решить любые проблемы. И порой они вроде бы ничего не требуют взамен. Просто уважают. И казалось бы, почему судье не принять в знак вечной дружбы скромный "роллс-ройс" или не сделать бесплатный ремонт?
Однако что-то в таких подарках настораживает. Вот и Верховный суд предупреждает: люди в мантиях, будьте осторожны, живите на зарплату, не обольщайтесь.
- Законодатель предъявляет повышенные требования к соблюдению судьями морально-этических норм в частной жизни, которая относится к внеслужебным отношениям, - сказано в постановлении пленума. - Эти ограничения судья налагает на себя добровольно при наделении его полномочиями судьи. В связи с этим судья должен избегать в частной жизни отношений, которые могут вызвать сомнение в объективности судьи. Принятие подарков или услуг от физических и юридических лиц может при определенных обстоятельствах умалить авторитет судебной власти.
Да, перед человеком в мантии нередко открываются большие возможности: там магазин вдруг скидку необычную предлагает, там за книжку - а писать книжки судьям можно - платят тройной гонорар. А пришел в банк - глядь, и в кассе уже выдают кредит почти без процентов. И даже на возвращении особо не настаивают.
Как бы ни уверяли банкиры клиента в своем бескорыстии, хороший судья должен насторожиться. Если этого не сделает, насторожится уже квалификационная коллегия. Потому что судье запрещено получать льготы, не положенные простым смертным. И гонорары должны быть по общим тарифам, и скидки такие же, как для всех. За все нарушения придется нести наказания. Председатели судов получили строгие указания: привлекать подчиненных к дисциплинарной ответственности за каждое нарушение судейской этики. Если будут попустительствовать или сами собьются с пути истинного, то накажут и их. Ведь кодекс распространяется на всех.