28.06.2007 03:00
Экономика

Россияне не торопятся страховать жизнь

Страхование жизни для граждан остается по-прежнему на последнем месте
Текст:  Александр Рогожкин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4399)
Читать на сайте RG.RU
Рынок добровольного страхования продолжает демонстрировать завидный рост. Сумма собранных премий компаниями в первом квартале выросла, по сравнению с прошлым годом, на 11% и достигла 107,4 млрд. руб. При этом выплаты увеличились на 27% и составили 28,5 млрд. руб. Эти данные зафиксировала Федеральная служба страхового надзора.

Львиная доля традиционно приходится на имущественное страхование - 56%, личное страхование занимает - 35, страхование ответственности - 5 и только 4% остается на страхование жизни.

Основной прирост в имущественном страховании обеспечивает высокий сбор по программе автокаско. Идет активное продвижение страховых продуктов в ипотечном кредитовании. Явно усиливается интерес страховщиков к рынку потребительского кредитования, который переживает сейчас настоящий бум. В области страхования юрлиц большой интерес проявляется к страхованию строительно-монтажных рисков, так как объемы строительства постоянно растут. В приближении сезона отпусков на рынок стали также выводиться новые программы для выезжающих за рубеж.

На рынке имущественного страхования лидером с наибольшим ростом за год в 66% стала "РЕСО-Гарантия", собравшая 6,4 млрд. руб. Второе место занял "Росгосстрах", увеличивший свои премии на 41%, до 4,9 млрд. руб. Компания отличается активным продвижением в регионах. "Росгосстрах" активно присутствует практически во всех рекламных носителях, участвует в конкурсах и совместных проектах продвижения с банками и автосалонами, имеет максимальное количество упоминаний в печатных СМИ, - отмечает исполнительный вице-президент страховой компании "Наста" Михаил Волков. - Остальные компании, даже в числе лидеров рынка, значительно отстают по интенсивности и размерам бюджета на продвижение". Третье место с приростом в 11% занимает "Ингосстрах", премии которого достигли 4,4 млрд. руб.

Практически все участники рынка отмечают спрос на ипотечное страхование, связанный с бумом ипотеки. "Можно смело сказать, что наибольшим спросом пользуются программы ипотечного страхования, на втором месте - страхование дачных домов, коттеджей, особняков, на третьем - страхование квартир", - говорит руководитель департамента имущественного страхования группы "АльфаСтрахование" Ирина Карнаева.

Похожая ситуация складывается и на региональных рынках, куда страховые компании только начали экспансию и где спрос на продукты, смежные с кредитованием, весьма высок. "В регионах потребительское страхование в целом растет очень быстрыми темпами, - говорит вице-президент группы "Ренессанс страхование" Сергей Ковальчук. - По некоторым видам, например по ипотеке, в регионах наблюдается дефицит. Неудивительно, что по ряду показателей регионы опережают центральный округ".

По автострахованию лидером за I квартал 2007 года стал "Росгосстрах", показавший рост на 26%, до 6,7 млрд. руб. Второе место занимает "РЕСО-Гарантия", прирост за год составил 57%, а премии достигли 4,2 млрд. руб. На третьем месте "Ингосстрах", собравший 3,8 млрд. - на 18% больше, чем за прошлый год.

Автострахование остается приоритетным направлением развития практически у всех страховых компаний. Основной прирост здесь обеспечивают программы каско, причем за счет автокредитов. Впрочем, компании стараются привлечь клиентов и "с улицы", совершенствуя продуктовую линейку. На рынке прослеживается тенденция к созданию узкоспециализированных продуктов, учитывающих лишь определенные риски и, таким образом, цена страхования становится более доступной. Расширяется спектр дополнительного сервиса. "Ведущими автостраховщики широко используют такие дополнительные услуги, как аварийный комиссар, сбор документов, эвакуация, прием заявления о страховом случае на месте происшествия, осмотр ТС и выдача направления на ремонт на месте происшествия", - отмечает Михаил Волков. Большой спрос на новые автомобили и, как следствие, быстрое снижение его среднего возраста, позволяют многим компаниям отказываться от кредитных программ, допускающих страхование машин возрастом старше 7 лет.

Тройка лидеров за I квартал 2007 года в добровольном медицинском страховании не изменилась. СОГАЗ увеличил объемы на 27%, до 6,6 млрд. руб., "Жасо" сохраняет второе место - 4,3 млрд. руб., хотя объемы упали на 5%. На третьем месте "Росно" - 2,6 млрд. руб., с приростом 22%.

Основным двигателем ДМС остаются юридические лица, на долю которых приходится большинство заключенных договоров. Все большее распространение получают программы не только в крупных компаниях, но и среди малых и средних. "Одна из основных причин роста в том, что ДМС сегодня, как правило, составляет основу соцпакета при приеме на работу", - отмечает начальник отдела ДМС компании "Согласие-Вита" Авдеев Максим.

А вот для граждан это страхование по-прежнему остается непривлекательным. Причины те же: отсутствие налоговых льгот, которые существуют для юрлиц, высокие цены на полисы и программы, дублирующие услуги по обязательному медицинскому страхованию. "Основными потребителями этой услуги остаются люди, которые точно знают, что им придется обращаться за медицинской помощью, - говорит Авдеев Максим. - Есть и другая категория лиц, но она весьма малочисленна. Это люди с достатком, которые относятся к ДМС как к страхованию, а не как к "абонементу на медобслуживание". Первая категория пользователей программ ДМС для страховщиков убыточна, а вторая малочисленна. Это подталкивает страховые компании искать клиентов в корпоративном секторе. Тем не менее конкуренция на рынке медстрахования граждан острая. "Страховщики стараются стимулировать спрос на ДМС, - говорит Сергей Ковальчук, - предлагая программы, которые позволяли бы не просто получать определенные медицинские услуги, но и поддерживать здоровье на высоком уровне". Михаил Волков считает, что доля физических лиц в совокупных сборах компаний будет увеличиваться. Этому будут способствовать сокращение выбора более дешевых полисов для сотрудников и сокращение числа работников, включаемых в корпоративный договор ДМС, отмечает эксперт. Кроме этого, с 1 января 2007 года введен социальный налоговый вычет при определении НДФЛ в размере, не превышающем 50 000 рублей на расходы по заключению договоров ДМС, что, по его мнению, также может способствовать привлечению физических лиц в ДМС.

На рынке страхования граждан, выезжающих за рубеж, лидером по итогам I квартала 2007 года стала страховая компания "Ингосстрах", увеличившая свои сборы на 21%, до 72,8 млн. руб.

Второе место у "РЕСО-Гарантии" с приростом 36%, до 40,7 млн. руб., а третье место у ВСК с приростом 6% и увеличением премии до 37,4 млн. руб.

Рынок развивался в основном за счет улучшения существующих программ. "Некоторые компании начинают покрывать риски, прежде входившие в исключения: солнечные ожоги, травмы, полученные в результате военных действий, и т.д., - говорит зам. генерального директора по медицинскому страхованию группы "АльфаСтрахование" Андрей Рыжаков. - Однако подобные программы пока апробируются на отдельных группах или организациях". Среди нового можно выделить программу "Ренессанс страхования" "пляжный отдых", которая рассчитана на покрытие не только стандартных рисков, но и полученных на пляже травм. Достаточно высоким остается спрос на программы от "невыезда".

Полную версию рейтинга смотрите на www.finolymp.ru

Лидеры автострахования в I квартале 2007 года

Страхование Страхование