28.06.2007 02:00
Культура

Телевидение начинает показ нового фильма по Варламу Шаламову

Продюсер Александр Черняев о новом фильме по Варламу Шаламову
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4399)
Читать на сайте RG.RU

1 июля на канале НТВ большая премьера - художественный фильм в жанре психологической драмы "Последний бой майора Пугачева", снятый по одноименной повести Варлама Шаламова из цикла "Колымские рассказы". Показ приурочен к 100-летию писателя. У тех телезрителей, кто смотрел два года назад на НТВ сериал "Последний бой майора Пугачева", несомненно, возникнет вопрос - а чем отличается премьерный фильм? Об этом и многом другом корреспонденту "РГ" рассказывает продюсер картины, он же - глава компании "НТВ Кино" Александр Черняев.

Российская газета | Столетие Варлама Шаламова отметили все каналы. Безусловно, событием оказался фильм Николая Досталя "Завещание Ленина", показанный на канале "Россия".

Александр Черняев | Но мы "Последний бой майора Пугачева"  сделали раньше - два года назад. Это был четырехсерийный сериал, который выдвигался на ТЭФИ. И успех у него тогда, как мне кажется, был больше, чем сейчас у "Завещания Ленина". У нас давно была идея сделать из сериала полный метр, чтобы какие-то вещи не растягивать. И, на мой взгляд, получилось достаточно интересное кино. По другому заиграли образы, персонажи.

РГ | Обычно вначале идет фильм, а потом из него делают сериал. С вашей картиной все вышло наоборот.

Черняев | Не буду говорить, что это - некое ноу-хау и новый опыт. Просто именно с этим проектом так сложилось.

РГ | Вы посмотрели "Завещание Ленина"?

Черняев | Посмотрел.

РГ | Каково ваше впечатление?

Черняев | Мое кино мне больше нравится.

РГ | А чем силен ваш фильм?

Черняев | Там все сложилось органично - и актерские работы, и атмосфера, и дух передается. И последняя часть фильма - она очень берет за душу. Я человек не очень сентиментальный, но слеза наворачивается. Очень сильны диалоги между генералом, которого играет Борис Токарев, и врачом - персонажем Владимира Долинского. Действительно, переживаешь. В этом фильме нет плохих и хороших. Мы не пытались сделать из Пугачева, которого играет Игорь Лифанов, героя. Мы просто хотели показать судьбу человека, который попал в жернова: бежал из немецкого плена, а потом, оказавшись на территории своих, тут же попал в лагерь.

РГ | Вы могли бы назвать пять причин, по которым стоит посмотреть этот фильм?

Черняев | Первая причина - это история страны, которую нужно знать. Второе - это Шаламов. Для тех, кто не знает этого писателя, стоит посмотреть. Включая молодое поколение, для которого фильм будет, как пособие по истории. Третье - это хорошая игра актеров, таких, как Игорь Лифанов, Владимир Долинский, Игорь Волков, Борис Токарев, Владимир Стеклов, Лев Дуров. Четвертое - фильм не пластиковый и не фанерный. Этими терминами я определяю то, во что зритель не верит. И пятое - это хорошее кино (смеется).

РГ | Были ли трудности, когда вы из сериала делали художественный фильм?

Черняев | Да. Нужно было соблюсти формат полнометражной картины, а материала - масса. Резали по живому, как говорится. Трудности были и при съемках. Все делалось в достаточно короткие сроки, зимой в 20- градусный мороз. Съемочная группа в течение двух месяцев находилась постоянно "в поле". Снимали в Белоруссии. В тот момент мы готовили сериал к определенной дате - к 9 мая, в год 60-летия Победы. Общественность восприняла фильм неоднозначно, потому что тема - достаточно тонкая и щекотливая. Сейчас, наверное, осталось совсем мало настоящих фронтовиков. Тех людей, которые прошли через весь ад войны и лагерей. И в первую очередь этот фильм посвящен им. Мы старались до последнего гвоздика достоверно воссоздать ту эпоху. Весь колымский лагерь был построен по чертежам, основанным на материалах, который мы запрашивали в фондах и архивах.

На самом деле рассказ Шаламова "Последний бой майора Пугачева" - очень короткий. Его очень сложно экранизировать. Да и вообще по Шаламову трудно снимать. Настолько у него  насыщен событиями даже небольшой фрагмент. Из каждого абзаца можно черпать и черпать. Поэтому я хочу сказать слова благодарности сценаристу Эдуарду Володарскому. Старая школа.

РГ | Вам не кажется, что зритель устает от лагерной и военной тем? Сейчас телевидение вдруг о Сталине вспомнило. Тот же НТВ демонстрировал сериал "Сталин. Life", вызвавший достаточно неоднозначную реакцию.

Черняев | Мы взялись не за лагерную тему, а за кусок нашей истории. Это время, которое не очень-то и освещалось. Мы не производим криминально бытовые сериалы. У нас есть масса позитивного кино. Например, сериал "Девять месяцев" про роддом. Есть, конечно, жанры "экшн", боевик, скажем, телесериал "Слепой". Есть детективы. Скоро выйдет "Русский перевод" по роману "Журналист" из серии "Бандитский Петербург" Андрея Константинова. Главный герой-Андрей Обнорский. В картине показана его юность, когда парень после 4-го курса попадает на практику военным переводчиком в Южный Йемен. Это 1985 год. Что творилось в среде советских военных советников - тоже тема, которая раньше не особо обсуждалась и была достаточно закрытой. Мы только знаем людей, которые приезжали из-за границы, и все им завидовали, потому что в тот момент они были теми единицами, которые видели заграницу. Фильм уже готов. Он просто ждет своего часа.

РГ | Ваша компания-"НТВ кино". А как вы относитесь к кино на НТВ?

Черняев | У каждого канала есть своя ниша. Есть она и у НТВ. Если фильмы такого плана народ смотрит, и они нравятся…

РГ | Какого такого плана?

Черняев | Рассчитанные в первую очередь на мужскую аудиторию. Достаточно жесткое кино. Если не нравится, можно переключить.

РГ | Многие ругают НТВ за криминальные программы. А если еще и фильмы в этом ключе.

Черняев | Про программы говорить не буду, потому что я этого не касаюсь. Но всеми любимый сериал "Улицы разбитых фонарей"…

РГ | …Опять на криминальную тему.

Черняев | Да. Но его с удовольствием смотрят.

РГ | Я посмотрела на фильмы, которые производит ваша компания. "Девять месяцев" стоит особняком. А остальные - "жесткое мужское кино".

Черняев | Я бы так не сказал. В нашем арсенале есть сериалы "В ритме танго". "Дальнобойщики"….М- да, комедий мы, конечно, не снимаем.

РГ | А вы сами любите такое кино?

Черняев | Первого июля мы начинаем снимать картину "Все могут короли". Это сказка для взрослых. Там нет ни одного негативного персонажа. Очень легкая, прозрачная, воздушная история. Про любовь. История одного дня. Больше не буду рассказывать. Это будет полнометражная картина и пойдет в кинотеатрах.

РГ | Александр Игоревич, вы же не руководите съемочным процессом, сидя в кабинете. Наверняка, бываете на съемочных площадках. Там, где было 20 градусов мороза, - туда тоже ездили. Что зацепило?

Черняев | Отношение актеров. В наше время такое ощущение, что Москва стала столицей кинематографа. Такое обилие различных проектов. А мы предложили актерам роль в кино не на солнечном побережье, а в фильме про Колыму, когда в мороз нужно по 14 часов в сутки находиться на улице, мало интерьеров, и они максимально приближены к условиям настоящего лагеря. И актеры не роптали. Меня поразил Лев Дуров, который, когда впервые приехал на площадку и посмотрел декорацию - он действительно, прослезился.

Кино и ТВ