Вчера совет директоров ООО "Российские железные дороги" поставил точку в вопросе, тянувшемся с 2005 года: быть или не быть в России грузовой компании. Об этом по окончании заседания заявил журналистам вице-премьер, председатель совета директоров РЖД Александр Жуков.
Напомним, что вопрос о разделении пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок обсуждали несколько лет. Дело в том, что пассажирские перевозки в России убыточны. И в них приходилось "перекачивать" часть прибыли от грузовых перевозок. Это так называемое перекрестное субсидирование не давало возможности обновлять грузовой парк. С 2006 года реформа железнодорожного транспорта вошла в третий этап, в задачу которого входит отделение инфраструктуры от перевозок. Это должно стимулировать развитие частной собственности на магистральные локомотивы и большей части грузовых вагонов, конкуренцию в сфере грузовых и пассажирских перевозок, а также создание нескольких конкурирующих между собой железнодорожных компаний. Осенью 2006 года было принято решение о создании дочерней грузовой компании РЖД. Пакет документов о ее создании вчера и утвердил совет директоров.
"Принято долгожданное решение о создании открытого акционерного общества "Первая грузовая компания", стоимость которой составит не менее 5 миллиардов долларов, - сообщил Жуков. - Производственная деятельность компании станет более прозрачной и позволит уйти от перекрестного субсидирования, что, в свою очередь, позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы для обновления подвижного состава и улучшения инфраструктуры".
Первая грузовая компания создается как оператор подвижного состава, а РЖД, в свою очередь, сохраняет статус перевозчика с выполнением обязанностей, возлагаемых на него транспортным законодательством. Как передало агентство ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на Жукова, контроль за компанией будет сохранять РЖД. Для этого у нее останется контрольный пакет акций. Остальные акции пойдут на фондовый рынок.
Генеральным директором Первой грузовой компании назначен вице-президент РЖД Салман Бабаев. Он и рассказал некоторые подробности о будущей работе компании: "Главный принцип: мы полностью забираем только тот парк, по которому на рынке уже есть реальная конкуренция. Кроме того, у специализированных перевозок выше доходность и понятный, ограниченный круг клиентов, хорошо нам знакомых". В парк нового ОАО будет передано 200 тысяч вагонов. Согласно прогнозной финансовой модели компании, до 2012 года должно быть выведено 69,4 тысячи старых вагонов и приобретено 71,8 тысячи новых. На это планируется затратить свыше 105 миллиардов рублей.