...Она была идеальной женой: скромной, но внимательной. С огромными ясными глазами и улыбкой, за которой умело прятала свой ум. А он был егерем, но особенным: дрова колол в белоснежной рубашке, а бутоны цветов умел выложить на теле любимой женщины так красиво, как не получалось даже у Альфонса Мухи.
Последнюю экранизацию романа Лоуренса "Леди Чаттерлей" снимала явно режиссер-женщина и режиссер-натуралист: никакого мужского терпения и сил не хватило бы следить за развитием отношений персонажей столь чувственно, робко и неспешно, как это сделала Паскаль Ферран. В чьем фильме наравне с леди Чаттерлей и ее любовником Оливером Паркином одну из главных ролей играет природа - так откровенно режиссер любуется скачущими белочками, растущими цветочками, журчащими ручейками и щебечущими птичками.
Эту заново рассказанную историю любви благородной женщины и слуги вообще можно было бы расценить как призыв бежать скорей назад, к природе. Первая интимная встреча леди Чаттерлей и Паркина в картине происходит после того, как, увидев вылупившегося птенца, Констанс от умиления расплакалась, а егерь, только тогда дрогнув сердцем, повел ее утешать в свою сторожку. А одна из последних - совсем как-то по-звериному, в лесу, под проливным дождем, прямо на земле, среди опавших листьев и сухих веток...
Во Франции картина Паскаль Ферран стала главным кинособытием года и получила пять "Сезаров" - в том числе за лучший фильм и за исполнение Мариной Хэндс главной женской роли. Но в отличие от других французских режиссеров имя Паскаль Ферран у нас совсем не знали, ведь до сих пор ее фильмы не попадали в российский прокат; и только на кинофестивале во внеконкурсной программе "Московская эйфория" нам представилась возможность оценить ее стиль и увидеть свои глазами расхваленную на все лады работу.
Успешно дебютировала Паскаль Ферран еще в 90-е годы, очень стремительно войдя в ряд ведущих режиссеров Франции и Европы. Первая же ее короткометражная лента в 1990 году получила Золотую пальмовую ветвь в Каннах, а в 94-м году ее первый полнометражный фильм "Маленькие договоренности со смертью" удостоился "Золотой камеры", что с дебютантами случается не так часто. Все последующие проекты Паскаль Ферран неоднократно отмечались призами, - так выигрышно они выделялись из киноконтекста. И ее последний фильм "Леди Чаттерлей" по роману Лоуренса, который многократно экранизировался в самых разных жанрах вплоть до порно и пародии и, казалось бы, уже был исследован вдоль и поперек, совсем не похож на все предыдущие "Чаттерлеи".
Режиссер Паскаль Ферран рассказала, что побудило ее сейчас взяться за экранизацию этой столетней истории:
- Великие книги не стареют, и их персонажи актуальны абсолютно во все времена. Классическое клише - это известный всему миру сюжет, как аристократка, хозяйка шикарной усадьбы, вступила в интимную связь - чисто физическую, ничем не одухотворенную - со своим слугой, диким и брутальным мужиком из леса. Но после прочтения книги я поняла, что речь в ней идет совершенно не об этом. Таким жареным сейчас уже в ней не пахнет - сюжет потерял свою остроту по прошествии ста лет, и осталась только великолепная история любви, которую я когда-либо читала в своей жизни. В моем фильме можно наблюдать, как из физического влечения постепенно рождается гигантское чувство любви между двумя людьми разных сословий. В процессе взаимного познания все различия между ними стираются, они "взаимоприручаются", - в этом прелесть книги. Когда рождается любовь, все, что в них было настоящего, проявляется, и они преображаются. Постепенно, они начинают друг другу доверять. Слетает вся шелуха совершенной жены-аристократки, выполняющей свой долг перед обществом и мужем-инвалидом. А он теряет свой ореол избыточной суровой мужественности, который был принят в обществе для мужчин того времени, и обнаруживает невероятную чувственность, которая не была тогда среди мужчин в ходу. Любовные отношения становятся залогом эволюции этих персонажей, выявляющих свою истинную невероятно красивую сущность. Главной задачей фильма было вовлечь зрителя в процесс развития отношений леди Чаттерлей и Оливера Паркина. Мне важно было создать ощущение сиюминутности происходящего, как будто любовь возникает прямо на наших глазах - а не раньше и не потом. Мы не знаем, что произойдет в следующем кадре, но мы в начале фильме знакомимся с Констанс как с девочкой-подростком, а в конце видим ее совершенно взрослой зрелой женщиной, открывшей для себя волшебный мир сексуальных радостей.