30.06.2007 04:00
Культура

Московский фестиваль сочувствует женщинам и зовет в СССР

Московский фестиваль сочувствует женщинам и зовет вперед, в СССР
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4402)
Читать на сайте RG.RU
Последние дни фестиваля предъявили по меньшей мере два фильма, заслуживающих внимания и, возможно, наград. Это "Ничего личного" Ларисы Садиловой (Россия) и "Дети СССР" Феликса Герчикова (Израиль).

Лариса Садилова из фильма в фильм доказывает, что женское кино - не выдумка шовинистов. В своем интервью по поводу новой картины "Ничего личного" она впрямую говорит о существовании особой "мужской логики" и подкрепляет этот тезис на экране. Ведущая тема ее фильма - мужская жестокость и смертельная боль, вольно или невольно причиняемая мужчиной женщине.

Детективный ход с частным сыщиком Зиминым, нанятым следить за обитательницей некой квартиры, оказывается побочным и служебным: он позволит выявить этот тезис с предельной наглядностью. И вот в квартире установлены видеокамеры-жучки, и герой артиста Валерия Баринова наблюдает на своем лэптопе чужую жизнь. Вскоре он и сам заинтересуется этой женщиной, живущей в состоянии истерики и явно близкой к самоубийству. Выяснится, что зовут ее Ирина, она работает в аптеке и, по всем признакам, доведена до отчаяния одиночеством. Зимин сначала заинтригован ее постоянными нервными срывами, потом проникнется сочувствием и попытается установить с ней контакт, пригласит пообедать. И этот ни к чему не обязывающий знак внимания для Ирины вдруг оборачивается вспышкой последней безумной надежды - столь мощной, что герою остается только ретироваться, потому что ломать свою семью в его планы не входило.

Для автора фильма эта разница в "мужском" и "женском" подходе к контактам между полами фундаментальна, она и делит человечество на два мира, которым до конца не понять друг друга. То, что для мужчины не более чем игра, женщина принимает глубоко серьезно, и фильм в этом смысле убедителен, глубок, душераздирающ. И все же в нем есть пусть понятная и достойная уважения, но подмена смыслов. Любой из нас знает случаи, когда, из сострадания приласкав на улице бездомную собаку, потом трусливо предашь вспыхнувшую в ее глазах надежду. Не из жестокости и бездушия, а потому, что бессилен помочь - дома и без нее зоопарк. Вот и герой картины оказывается виноватым без вины: он хотел согреть чужую озябшую душу, а рассчитать последствия невозможно, ибо просто дружеских отношений между мужчиной и женщиной, если исходить из предъявленного фильмом постулата, по-видимому, не бывает. Картина не просто показывает нам экстремальную житейскую коллизию, но ее абсолютизирует - в этом сила и слабость ее "послания".

Редкое кино заставит вот так задуматься, насторожиться и спорить с его базовой концепцией. Потому что хорошо сделано: умно придумано, проникновенно сыграно и оставляет поле для зрительского соразмышления. Здесь в союзниках у Садиловой исполнители главных ролей Зоя Кайдановская, Мария Леонова и Валерий Баринов - каждый, судя по всему, внес в этот психологический эксперимент свое понимание проблемы.

Серьезной заявкой на призы мне представляется показанная в четверг драма Феликса Герчикова "Дети СССР". Уехавший из России в десятилетнем возрасте режиссер свою дебютную работу посвящает взрывной теме адаптации эмигранта на его новой родине: пришельцев встречает неприязнь тех, кто считает себя старожилами и потому - хозяевами своей земли. Ответная реакция - страстная, культовая приверженность к покинутому СССР как оплоту национального самоуважения и достоинства. В центре событий - русский парень Слава, который застрял в Израиле из-за любви, выучил язык и живет теперь вдали от московских родителей, надеясь, что сможет соединиться с любимой и рожденным вне брака сыном. Но этому препятствуют родители девушки, не видя в таком союзе перспектив. Слава и его друзья-эмигранты вообще чувствуют себя изгоями в этом израильском городке, где местные обалдуи, как и любая шпана, заражены вирусом национализма. Единственный способ дать им легальный отпор - разгромить их на футбольном поле. Все эти национально-спортивные страсти образуют внешний слой картины, а в подкорке угадываются мощные и страшноватые тектонические процессы, сопровождающие вырванного из родного гнезда человека. На экране целый Интернационал: люди славянских, кавказских, негритянских, иудейских корней, живущие словно в осаде и объединенные необходимостью защищать свое достоинство. И знаменем, символом своей веры молодые бунтари выбирают СССР - этим именем называют свою команду, эти четыре буквы украшают их спортивную форму: исчезнувшая с лица земли страна снова выступает в роли прекрасной Утопии, где люди равны, горды и едины.

Но это значит, что круг истории снова грозит сомкнуться в самой опасной точке. Фильм вольно или невольно попадает в центр спора новых поколений, не знающих уроков прошлого, но категорически не приемлющих настоящее. Герои картины растерянны, им приходится в боях отвоевывать свое будущее, их идеалы эфемерны, и над ними дамокловым мечом завис суицидальный синдром. Для режиссера-дебютанта картина выстроена удивительно жестко и психологически точно, в ней много смыслов и поводов продолжить авторские размышления. Она почти вся идет на русском языке, и в ней великолепный ансамбль молодых актеров.

29-й ММКФ движется к финалу, сегодня вечером будут объявлены имена его победителей. Предугадать решения жюри практически невозможно: абсолютных лидеров нет, провалов больше, а вершин меньше, чем обычно, зато есть новые и весьма обнадеживающие имена.

Кино и ТВ