Уже не в первый раз Сергей Сидорский приезжает в Москву с единственной просьбой - о кредите и уезжает с пустыми руками. По разным причинам. В феврале Белоруссия просила Россию выделить 1,5 миллиарда доллара в виде кредита для компенсации потерь бюджета от повышения цен на энергоносители. 31 декабря 2006 года двумя странами был подписан контракт на поставку и транзит газа в 2007-2011 годах в Белоруссию. Цена на российский газ составила 100 долларов за 1 тысячу кубометров против 46,68 доллара за 1 тыс. кубов в 2006 году. По соглашению "Газпром" приобретает 50% акций "Белтрансгаза" за 2,5 миллиарда долларов с выплатой в течение четырех лет.
Российские власти тогда не ответили, но минфин взялся за рассмотрение возможности поэтапного предоставления кредита Белоруссии. Тем более что Минск хотел из запрашиваемых в качестве кредита 1,5 миллиарда долларов 1 миллиард получить в 2007 году, а остальное - в следующем. Хотя тогда же министр финансов Белоруссии Николай Корбут, заявляя о намерении взять в долг за границей, заметил, что привлечение государственных кредитов не планируется, видимо, руководствуясь тем, что госкредиты увеличивают зависимость от других стран. Вероятно, по этой причине Белоруссия в итоге не захотела брать у России кредит, чтобы не создавать угрозу для суверенитета государства. Однако переговоры о кредитовании с банками России, Великобритании, США, Швейцарии и ряда других стран Минском велись.
Позже стало ясно и другое: из-за негативного восприятия государства большинством иностранных инвесторов занять денег довольно сложно. К тому же, как замечают эксперты, Белоруссия не имеет кредитных рейтингов от ведущих агентств. Тем не менее голландский банк ABN Amro, проводивший оценку "Белтрансгаза", предложил белорусскому правительству кредит в 500 миллионов евро. Банк консультирует Минск и в части присвоения кредитного рейтинга, изучая ситуацию в стране.
Но в Минске образ Белоруссии, как сильнейшей державы, решили выдержать, заметив, что "запрашивая определенные кредиты, Белоруссия не исходит из того, что в стране критическая ситуация, в том числе с финансированием проектов в экономике". "Здесь нет какого-то в Беларуси "пожара", что мы якобы готовы на любых условиях получать кредиты от какого-либо банка, в том числе ABN Amro, - пояснил Александр Лукашенко. - Мы смотрим на перспективу".
Перспектива же такова, что, как заметил вчера российский премьер Михаил Фрадков, Россия вновь по просьбе Минска рассматривает вопрос о предоставлении Белоруссии кредита на покупку российского газа. После сложных переговоров с Сидорским Фрадков, не напоминая о том, кто и сколько дотировал белорусскую экономику, не удержался и еще раз, теперь уже публично, заметил, что решения о переходе на рыночные принципы в этой сфере "принимались взвешенно, заблаговременно". "Мы пытались адаптировать эти решения и синхронизировать их с готовностью экономики Белоруссии к их принятию", - напомнил российский премьер. И, не поддаваясь на провокации, миролюбиво произнес: "Мы заинтересованы продолжать сотрудничество на рыночных принципах".
А Россия и Белоруссия, как решили объявить главы двух стран, готовы и в дальнейшем объединять усилия, направленные на экономическую интеграцию. Именно поэтому, как в прежние дружественные времена, на заседании был обсужден проект бюджета Союзного государства и достигнута договоренностьо 10-процентном увеличении долевых взносов в него. Были рассмотрены вопросы транспорта, коммуникаций, а в ходе двусторонней встречи - вопросы взаимодействия в нефтегазовой сфере. "Мы выстраиваем планы дальнейшего уверенного объединения экономических усилий на общем экономическом пространстве, которое одновременно формируем", - подчеркнул российский премьер.
Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский, приехавший отстаивать совершенно определенную позицию, сформированную президентом своей страны, явно старался больше не говорить о том, что в Минске недовольны действиями российских властей, поскольку из-за повышения цен на нефть и газ страдает белорусская экономика. Он по большей части говорил о формировании союзных программ и мнении экспертов, которые "доложили, что такие программы в Союзном государстве эффективно работают". "Но есть ряд программ, решение по которым необходимо принять в рамках союзного правительства", - заметил он. В частности, это программа по космическому зондированию Земли. "В ближайшие два года мы должны выйти на получение результата - получение спутника, который будет самым лучшим среди аналогов по разрешительной способности", - сообщил премьер Белоруссии.
- Мы действительно можем претендовать на более глубокое сотрудничество по предметным вопросам, - двусмысленно поддержал его Фрадков.
В то же время, оговорился российский премьер, обе страны "в реальном режиме сталкиваются с проявлениями бюрократии, которая нам еще вчера была незаметна". Поэтому возникает вопрос, связанный с необходимостью совершенствовать регламент подготовки союзных программ, сведя до минимума бюрократию.
В заключении пресс-конференции Михаил Фрадков повторил свой призыв к белорусской стороне "объединить усилия, направленные на создание общего пространства и Союзного государства". Теперь - ответный ход за Минском.