Рассказывает в нем великий режиссер про муки творчества, поиски сюжетов и персонажей для книг, о конфликтах литературных "негров" и известных писателей, выдающих их сочинения за свои собственные. И, разумеется, - про отношения мужчины и женщины. Сильно изменившиеся за те сорок лет, с тех пор как впервые на экраны вышел фильм Лелуша "Мужчина и женщина".
Перед закрытием 29-го ММКФ Клод Лелуш рассказал, как преобразились люди и почему мужчина и женщина сегодня в обществе поменялись ролями.
ММКФ
- Можно сказать, на Московском кинофестивале я отметил день своего рождения. Потому что ровно 50 лет назад, когда мне было 19, я приехал в Москву с маленькой камерой и здесь снял свой первый фильм. Это было началом моей судьбы в кинематографе. В тот момент я работал ассистентом оператора, и мне посчастливилось поучаствовать в съемках картины "Летят журавли". Мы очень подружились с Михаилом Калатозовым. Он мне показал тридцатиминутный фрагмент своей ленты, и я был настолько потрясен, что, когда приехал в Париж, способствовал тому, чтобы фильм пригласили в Канны. И, как вы знаете, он получил там главный приз. Поэтому я действительно счастлив, что я сегодня здесь.
Город и деревня
В своих фильмах я рассказываю истории только тех людей, которых я встречал в жизни.
Между людьми, которые живут в городах, и теми, кто постоянно находится в провинции, существует огромный разрыв. В "Железнодорожном романе" я хотел показать, что городские и деревенские жители - друг для друга зачастую как инопланетяне. Деревенские жители бывают более близки к главному, а мы, горожане, многое воспринимаем поверхностно. Деревня - это тот мир, где невозможно соврать. В городе нам часто говорят, что мы богаче, красивее, умнее, моложе, лучше занимаемся любовью, чем мы это делаем на самом деле. Нас проще обмануть, сделать так, чтобы люди поверили в несуществующее. А там, где люди близки к природе, все поверхностное и наносное отпадает.
Но и в городе, и в деревне сейчас женщина играет двойную роль, поскольку уже давно привыкла к тому, что мужчина не готов взять на себя ответственность, что он может исчезнуть, сбежать, уйти в любой момент. Женщина в обществе начинает исполнять социальную роль мужчины, и в фильме я попытался проследить то изменение, которое произошло с ней за последнее время.
О Боге
Я люблю людей, картины, музыку и слова. Из этих стихий я создаю свои фильмы. И каждая моя работа- а я снял уже 41 картину - всегда история любви, страсти. Снимать про это так долго и так много было бы невозможно, если каждый раз это не было бы новой историей любви. Но что в моих фильмах неизменно - я не люблю плохих финалов.
Мы все обречены на смерть. Но поскольку никто не знает, какую смерть Бог выберет для вас, для меня, наша жизнь похожа на детективный роман. Завидую ли я Богу? Наверное, да. Ведь он же самый великий режиссер. Ему удалось разыграть драму с участием 6 миллиардов человек, каждому из которых он вселил надежду, что тот исполняет в пьесе главную роль. Тогда как выясняется, что все эти 6 миллиардов людей заняты только в массовке...