02.07.2007 01:30
Культура

Зрители снова вспомнили о существовании Московского фестиваля

Зрители снова вспомнили о существовании Московского фестиваля
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4402) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4403)
Читать на сайте RG.RU

Шарик. Коза. Девушка

Итак, Гран-при Московского международного кинофестиваля в третий раз за последние четыре года получила российская лента "Путешествие с домашними животными". Порадуемся новой победе наших.

Но кино - не футбол. Здесь иные критерии. Они постоянно сбиваются (этим грешат все фестивали мира), но дворовый патриотизм среди них все-таки на последнем месте. И в данном случае победа наших вызывает сложные чувства.

Есть в любом состязании способ дать фору своим: собрать слабых конкурентов. На ММКФ это случилось непреднамеренно: отборочная команда приступила к работе за три месяца до фестиваля, и это срок критический: программа нормально функционирующего фестиваля готовится целый год. В этих условиях отборщики сделали больше, чем можно было ожидать: 29-й Московский фестиваль предъявил очень интересную внеконкурсную программу, хорошо отразившую фестивальную жизнь мира. А вот конкурс получился более чем неровным. Понимая это, отборочная комиссия упредила возможные упреки, заявив о новом принципе отбора: ориентация не на качество фильмов, а на разнообразие пейзажа. В "мирных" условиях это принцип странный, если не сказать недопустимый: конкурсы для того и существуют, чтобы собрать в них все самое сильное и качественное. Но в услових "экстрима" надо было "делать лицо" и теоретически оправдать появление в конкурсе безвкусной "Вивы" или бессмысленной "Мужской работы".

Ясно, что декларированный принцип - вынужденный, временный и уже на следующий год сменится более конструктивным. Но его результат - слабая программа иностранных лент, на фоне которой даже крупицы художественного поиска в наших картинах казались событием. Рецензию на фильм Веры Сторожевой я закончил словами: "В жюри предусмотрительно ввели Ренату Литвинову, игравшую в фильме Веры Сторожевой "Небо. Самолет. Девушка", так что у этого нового хождения интеллигентов-помещиков в народ есть шанс что-нибудь получить". Прогноз оправдался на двести процентов: самая манерная, далекая от реальности, самая "барская" лента конкурса стала его главным призером.

За пределами внимания жюри остался, на мой взгляд, лучший фильм конкурса - украинская драма "У реки", содержащая две выдающиеся актерские работы. Именно этот фильм, а не "Путешествие с домашними животными", как поспешили сообщить некоторые СМИ, был в числе главных фаворитов у критиков, именно в нем состоялось открытие нового и явно незаурядного режиссерского таланта Евы Нейман.

Русский акцент

Еще два приза получили рус-скоязычные картины из России и Грузии, и еще один приз взял итальянский фильм о русской девушке, страдающей на чужбине. Добрая четверть конкурсных лент говорила по-русски. Судить фильмы в качестве президента жюри приглашен режиссер средней руки Фред Скепси, чей самый известный фильм называется "Русский дом". Так был реализован второй декларированный отборщиками принцип - фестиваль с "русским акцентом". Принцип интересный, позволивший много нового узнать о судьбе русских на чужбине, увидеть русских чужими глазами. Он был бы чрезвычайно уместен на каком-нибудь тематическом киносмотре, поставившем задачу дать панораму русской жизни в масштабах планеты. Но тематический подбор - это что-то новое для фестивалей класса "А", по определению "широкополосных" и демонстрирующих спектр не подходов к конкретной теме, а современных талантов и художественных поисков.

Лишний билетик

Тем не менее есть отрадные сдвиги. Главный: публика снова заинтересовалась фестивалем. Залы мультиплекса "Октябрь", обычно полумертвые в эти июньские дни, ожили, к кассам выстроились очереди, зрители были и на документальных программах, и на ретросеансах, и на просмотрах архивного кино. Это результат процессов, назревавших все последние годы: строительство технологичных кинотеатров создало привлекательные условия для просмотров, блокбастеры притянули новую публику, теперь она заинтересовалась кино более серьезным и пришла на фестиваль. И ему стало ощутимо тесно в одиннадцати залах "Октября" - Москва, судя по всему, готова к тому, чтобы кинопраздник снова растекся по городу и стал массовым. Как в Берлине, Торонто, Монреале, Риме. Как это было в Москве на протяжении многих десятилетий.

И несколько добрых слов о новой дирекции фестиваля. Опасения, что она, неопытная в кинематографическом деле, создаст участникам и гостям бесчисленные сложности, к счастью, в большинстве не оправдались: все службы работали четко и предупредительно. Были претензии к качеству перевода фильмов, но эту проблему тоже надо отнести на счет экстремальных условий: за столь короткие сроки нельзя было подготовить даже русские субтитры. Спешка сказалась и на качестве каталога - пухлого, но малоинформативного.

Наш ласковый Миша

Церемония закрытия фестиваля была по-русски сентиментальна, ее можно определить как церемонию прощания - в духе до слез печальной песенки "До свиданья, наш ласковый Миша", под звуки которой прощались с московской Олимпиадой. Президент жюри Фред Скепси сказал положенные слова о невиданно качественной конкурсной программе и не без сожаления расстался с "цепью власти" - традиционным атрибутом московских фестивалей последних лет.

Самым волнующим моментом стало вручение приза "Константин Станиславский. Верю!" Даниэлю Ольбрыхскому. Выдающийся польский актер произнес прочувствованную речь, обнимался с Клодом Лелушем и Никитой Михалковым, в фильмах которых снимался, вспоминал и цитировал своего друга Булата Окуджаву. Ольбрыхский в самой своей судьбе воплотил противоречия прожитого времени: популярный и любимый, он стал членом бунтарской "Солидарности" и после ее разгрома был вынужден жить в Париже. Сегодня он, "человек мира", принимает награду от России, сделавшей его "персоной нон грата", из рук Клода Лелуша, давшего ему возможность в изгнании снова сниматься.

И стало как никогда ясно, что, на словах отринув все "железные занавесы", мы еще только начинаем идти к налаживанию былых человеческих связей.

Призы 29-го Московского кинофестиваля

"Золотой Георгий" - "Путешествие с домашними животными" (Россия).

Лучший режиссер - Джузеппе Торнаторе ("Незнакомка", Италия).

Лучшая актриса - Кирсти Стубо ("Опиум", Венгрия).

Лучший актер - Фабрис Лукини ("Мольер", Франция).

Специальный приз жюри - "Русский треугольник" (Алеко Цабадзе, Грузия).

Приз ФИПРЕССИ - "Ничего личного" (Россия).

Приз "Костантин Станиславский. Верю!" - Даниэль Ольбрыхский (Польша).

Призы зрительских симпатий - "Незнакомка" (Италия), "Мольер" (Франция).

Кино и ТВ