03.07.2007 03:00
Происшествия

Начались слушания по делу Сергея Такоева

Текст:  Михаил Александров
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4403)
Читать на сайте RG.RU
В Ленинском районном суде Владикавказа начались слушанья по делу руководителя администрации главы республики и правительства Северной Осетии - Алании Сергея Такоева. С самого начала эта история взбудоражила всю республику. И дело здесь не только в высоком ранге чиновника.

"Российская газета" уже рассказывала, как в сентябре 2005 года начала свою работу в Северной Осетии следственная бригада Генпрокуратуры РФ. Прибыла она во Владикавказ после того, как "Матери Беслана" на встрече с президентом России выразили недовольство итогами расследования трагедии в Беслане. Естественно, от новой группы ожидали более тщательного и объективного анализа происшедшего. Однако в скором времени на пресс-конференциях стали сообщать журналистам не о новых подробностях по террористам, а о разоблачении ряда чиновников республиканской власти, хотя уголовные дела на некоторых из них даже не были возбуждены.

Обвинения в превышении должностных полномочий, связанные с незаконным финансированием из бюджета футбольного клуба "Алания", были предъявлены бывшему премьер-министру, министру финансов, начальнику республиканской налоговой инспекции, мэру Владикавказа, а затем и Сергею Такоеву. Теракт уступил место так называемому "делу "Алании".

Какое отношение имеет футбол к захвату школы? Прокурор разъяснил журналистам, что сверхнормативное финансирование футбольного клуба "Алания" привело к тому, что не хватило бюджетных денег на полк по охране административной границы Северной Осетии с Ингушетией. Полк расформировали, и это облегчило проникновение бандитов в бесланскую школу N 1.

Вот такая логика связала самую страшную трагедию республики и ее одно из самых ярких национальных достояний - ФК "Алания", долгие годы являвшийся визитной карточкой Северной Осетии, гордостью каждого осетина. А уж президенты республики, что Ахсарбек Галазов, что Александр Дзасохов, считали футбол своим любимым детищем. Проверка ФК "Алания" закончилась тем, что Арбитражный суд по иску прокуратуры ликвидировал футбольный клуб, единственный нестоличный, ставший в свое время чемпионом России по футболу. Так республика, не успев придти в себя от чудовищного теракта, получила второй удар - разгром любимой команды. Известный в республике юрист, который был адвокатом потерпевших по беслановскому делу, Таймураз Чеджемов считает, что таким способом решили отвлечь внимание жителей республики от расследования теракта. "Матери Беслана" думают так же.

Сергей Такоев трижды назначался президентом ФК "Алания". Первый раз в марте 2000 года, будучи заместителем председателя правительства республики. Через два года его сменил премьер Михаил Шаталов. Летом 2003 года, когда "Алания" оказалась на грани вылета из премьер-лиги, Такоев вновь возглавил клуб и сохранил его в спортивной элите. Затем появился у команды новый спонсор - компания "Исток", которая взяла управление в свои руки. Летом 2005 года спонсора не стало, и Сергей Такоев опять становится президентом клуба, чудом удерживает команду в высшем эшелоне, но, как оказалось, ненадолго...

6 апреля 2006 года в одной из центральных газет появилась публикация, в которой Сергей Такоев назвал "враньем" заявление руководителя следственной группы в эфире телеканала НТВ о том, что "прокуратура не имеет отношения к ликвидации "Алании". В этот же день против него было возбуждено уголовное дело. Бывают и такие совпадения.

Такоеву предъявили обвинение в том, что, занимая государственную должность заместителя председателя правительства республики и одновременно являясь президентом ГССУ ФК "Алания", в период с 2001 по 2002 годы, "явно превышая свои должностные полномочия, действуя из ложно понятых интересов жителей республики и государственной службы, а также из соображений карьеризма, подрывая авторитет республиканской власти, в нарушение Конституции РСО - Алания, Бюджетного кодекса Российской Федерации... привлек для финансирования ГССУ ФК "Алания" на возмездной основе кредиты от АКБ "Банк развития региона" в размере 137 563 200 рублей, от АКБ "Арт-Банк" - 15901 000 рублей, а всего на общую сумму- 153 464 200 рублей сверх утвержденных лимитов бюджетных ассигнований, в результате чего со счета министерства финансов РСО - Алания по судебным решениям в безакцептном порядке были списаны республиканские бюджетные средства, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества и государства".

Такоев был отстранен от занимаемой должности руководителя администрации главы республики и помещен под домашний арест. В следственную группу по его делу вошли 17 человек. По Беслану работало вдвое меньше.

Ни для кого не секрет, что профессиональный футбол - это большие деньги. ФК "Алания" всегда финансировался за счет республиканского бюджета. И всегда этих денег не хватало. Вот как отвечал в апреле 2002 года президент Александр Дзасохов в телеинтервью на вопрос о ситуации в "Алании":

- Стараемся помочь. Мы делаем все возможное, даже то, что я не могу сказать телезрителям и болельщикам. То есть - это моя боль, моя забота... Футбол стал профессиональным видом спорта. Будем стараться добиваться успехов. Но за этим не только игра на поле, но и серьезные, ответственные решения руководства республики. Надеюсь, что болельщики знают, что футбол- это очень дорогое удовольствие.

Существовала такая практика. Президент республики назначал президента ФК "Алания" и попечительский совет ФК, в который входили глава республики, премьер, председатель парламента, вице-премьер, курирующий спорт, министр финансов, руководитель налоговой службы и некоторые другие руководители. Заседания проходили в здании правительства или на учебно-тренировочной базе. Мероприятие носило неформальный характер. Но именно на нем и решались все насущные вопросы деятельности клуба, начиная с определения бюджета на сезон и кончая утверждением трансфертных договоров по приобретению футболистов. Финансы, естественно, были главным и постоянным вопросом.

Как пояснил на допросе в качестве свидетеля нынешний глава республики Таймураз Мамсуров, который был членом попечительского совета все эти годы и как премьер, и потом как спикер парламента: "Мы обсуждали по предложению президента футбольного клуба вопросы, связанные с привлечением финансовых ресурсов - кредиты, займы, финансирование из республиканского бюджета... Рассматривались нами вопросы привлечения банковских кредитов, которые выносились на парламент РСО - Алания, который поддержал наше предложение о заключении договоров кредита с банками - помню точно Банк развития региона.

А теперь представьте: Сергей Такоев в данных условиях единолично, не ставя в известность президента, правительство, парламент, тайком от попечительского совета, "из соображений карьеризма" набирает десяток кредитов в банке и спокойно закрывает все финансовые бреши в команде. Какая карьера ждала бы его после такой самодеятельности и самонадеянности? Не та была должность у вице-премьера для таких самостоятельных действий. Уж кто в осетинском футболе главный и кто решает все проблемы ФК - об этом во Владикавказе знает любой мальчишка, а уж банкиры тем более. Президент "Алании" мог только ставить перед попечительским советом тот или иной вопрос, а затем лишь исполнять его решения. Президент, конечно, звучит гордо. Но должность эта на общественных началах, представительская. Тот же кредитный договор подписывает не президент, а генеральный директор клуба.

Не случайно председатель правления АКБ "Банк развития региона" Геннадий Бероев в июле 2003 года по поводу просроченной ссудной задолженности по 7 кредитам "Алании" обращается с письмом не в "Аланию", не в правительство, а к президенту РСО - Алания Александру Дзасохову, не забывая мягко подчеркнуть, что эти кредиты выдавались "со ссылкой на согласование этого вопроса с Вами". И президент обсуждает это письмо не с Такоевым, а с министром финансов Уртаевым.

Сергей Такоев сидел под домашним арестом, а на все вопросы следствия у него был один ответ, что, согласно статье 51 Конституции РФ, он не будет отвечать на данный вопрос. Следователи тоже в долгу не оставались, на все вопросы, которые Токаев задавал свидетелям на очных ставках, в протоколах записано: "Следователь отводит данный вопрос". Зато в СМИ появлялись любопытные подробности. Валерий Кадохов, представитель республики в Совете Федерации 23 мая 2006 года сообщил читателям "Северной Осетии", что во время встречи с руководителем следственной группы он обратил внимание на то, что тот прокурорский натиск, которому подвергся футбольный клуб, требует рассмотрения, исходя из сложившейся в России практики по поддержке спортивных клубов. А в ответ услышал от собеседника, что тот " не может простить руководителю администрации главы республики тот факт, когда в его машине на суд приезжал адвокат, представляющий на суде интересы жителей Беслана".

Скандал, получивший огласку в центральной печати, был связан с продлением срока предварительного следствия. Уведомление о постановлении следователя Михаила Безуглого Сергей Такоев и его защита получили по факсу 11августа 2006 года. Спустя пять суток как очередной срок следствия был закончен и спустя 45 суток после его вынесения. В нем сообщалось, что срок следствия продлен до 6 месяцев, т.е. до 6 октября 2006 года. Постановление вынесено 27.06.06 и в этот же день было утверждено. Получается, что оно утверждено за 41(!) день до окончания предыдущего двухмесячного срока. И еще нестыковка. В тексте постановления следователь указывает, как об уже имевших место следственных действиях, которые на самом деле были проведены после 27 июня. Одно - 28 июня, а второе - аж 14 августа. По версии защиты, это означает, что постановление было оформлено задним числом. А раз так, то расследование с 7 августа проводилось незаконно.

Обращения защиты с жалобой в Ленинский райсуд принесли только один результат: домашний арест заменили на подписку о невыезде. Рассмотрение жалобы по существу из-за неявки следователей перекладывалось с месяца на месяц вплоть до окончания предварительного следствия.

В январе нынешнего года Сергей Такоев начал знакомиться с материалами уголовного дела. Тут его поджидали сюрпризы, которых он никак не ожидал.

В жалобе на имя Генерального прокурора он подробно перечисляет очевидные и грубейшие нарушения следствия. Ряд документов, имеющих важное значение для объективного расследования, в материалах отсутствует. Среди них протоколы "прошлых допросов", на которые ссылаются свидетели, а иногда и сами следователи. Не обнаружены в деле и протоколы заседаний попечительского совета, на которых принимались решения о привлечении кредитов. В ходе следственных действий участниками делались заявления, которые следователями просто игнорировались. Так, на очной ставке с одним из свидетелей было заявлено, что следователи искажают показания, отказываясь вносить в протокол истинные ответы. Реакции на это не последовало.

Немало следственных действий с обвиняемым проведено без участия адвокатов и без согласия обвиняемого. Обнаружились факты, когда следователи одновременно проводили несколько следственных действий: осмотр с понятыми документов и допрос свидетеля. Кстати, среди понятых оказались "мертвые души". Но больше всего обвиняемого удивило отсутствие в деле двух рапортов полковника милиции А.Скачкова, на основании которых следственная группа просила суд заключить Такоева под стражу. В них ни много ни мало утверждалось, что глава администрации президента республики "продолжает заниматься преступной деятельностью". В другом сообщалось, что полковник получил на свой мобильный телефон звонок угрожающего характера, поскольку этот звонок был после того, как А.Скачков присутствовал на допросе Такоева, - раньше ничего подобного не было, то угрозы он связывает именно с главой администрации президента...

Письмо Генпрокурору Ю Чайке возымело действие. Следствие было возобновлено, и 21 марта нынешнего г ода выносится постановление о признании ряда следственных действий, проведенных с нарушениями УПК РФ, "подлежащих исключению из числа доказательств". Исключили, конечно, далеко не все. Но и признанного достаточно, чтобы задуматься о профессионализме, компетентности и объективности следствия. Да еще по такому громкому делу. Открытым также остается вопрос о грубых нарушениях закона при производстве расследования по данному уголовному делу, явно свидетельствующих о предвзятости следствия, если не сказать о его заказном характере.

Ну и еще один документ следствия нельзя обойти молчанием. Речь идет о постановлении о признании потерпевшего. Ведь нет потерпевшего - нет и преступления. Юридическая азбука. "На основании изложенного и учитывая, что Республике Северная Осетия - Алания причинен имущественный вред, руководствуясь ст. 42 УПК РФ, - констатируется в постановлении, - признать потерпевшим Республику Северная Осетия - Алания в лице ее представителя финансового органа - Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания по уголовному делу N18/377504-06, о чем объявить его представителю под расписку".

Министерство финансов РСО- Алания категорически не признает себя потерпевшим. В связи с этим 18 января 2007 года минфин РСО - Алания направил следствию ходатайство о дополнительной экспертизе с привлечением специалистов в области финансового права и госбюджетного финансирования, чтобы более объективно разобраться в вопросе "нанесения бюджету РСО - Алания ущерба". "Хотелось бы привлечь внимание экспертов к исследованию отчетов минфина РСО - Алания об исполнении законов о бюджете РСО - Алания 2002 - 2005 годов, одобренных Постановлением правительства РСО - Алания и парламентом РСО - Алания, согласно которым суммы, взысканные по долгам "ГССУ ФК "Алания", не были расценены как убытки или ущерб,- говорится в документе. - Никакого ущерба, причиненного футбольным клубом бюджету РСО - Алания, в бухгалтерском учете не значится... Без ответа на поставленные вопросы, на наш взгляд, не представляется возможным определить действительного потерпевшего по данному уголовному делу, коим на наш взгляд МФ РСО - Алания не является".

Обоснованность такого вывода согласуется с позицией авторитетного федерального ведомства, которое утверждает: "Следственные органы, наделяя Российскую Федерацию статусом потерпевшего по уголовному делу, расширительно применяют к уголовно-процессуальным отношениям гражданское законодательство... Уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает участия публично-правовых образований в уголовно-процессуальных отношениях, в том числе в качестве потерпевших и гражданских истцов... В случаях же причинения ущерба государству ущерб причиняется именно публично-правовому образованию - Российской Федерации, а не министерству финансов Российской Федерации или его территориальному органу как юридическому лицу... Следовательно, привлечение минфина России в качестве потерпевшего, наделенного в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации правами на гражданский иск, по уголовным делам, связанным с причинением ущерба государству, не основано на законе".

Следствие закончено. Но вопрос о потерпевшем остался открытым. Кого назначат теперь? Ведь без потерпевшего любой суд бессмыслен.

Следствие