03.07.2007 00:40
Общество

Поступление детей в вузы ежегодно обходится родителям в 520 миллионов долларов

Текст:  Мария Григорьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4403)
Читать на сайте RG.RU
В России поступление детей в вуз ежегодно обходится родителям в 520 миллионов долларов. Такой "счет" выставили нашей стране специалисты ЮНЕСКО в исследовании "Коррупция в школах и университетах: предложения по решению проблемы".

Эксперты буквально "под лупой" рассмотрели ситуацию с незаконными поборами при зачислении в вузы, взятками на экзаменах, выдачей фальшивых дипломов в 60 странах мира. Оказалось: и в развитых, и в развивающихся странах проблема нечистых на руку представителей школ и вузов стоит одинаково остро. Так, в некоторых странах утечка средств из школьных фондов достигает 80 процентов. Попросту говоря, кто-то "прикарманивает" школьные деньги, оставляя для видимости лишь малую толику. В финансовой отчетности школ государства Гондурас число учителей завышено на 5 процентов, а в Папуа- Новой Гвинее - на все 15.

Сравнительно недавняя тенденция, по наблюдениям ЮНЕСКО, - создание фиктивных университетов. За последние четыре года число подобного рода учреждений, рекламируемых в Интернете, выросло с 200 до 800. И их дипломы достаточно популярны. Причем буквально нарасхват такие "корочки" идут у пользователей сети Интернет из стран бывшего Советского Союза, особенно из Армении.

По мнению экспертов, еще одна проблема, характерная для стран СНГ, - подмена бесплатного образования системой частных репетиторов. Чтобы перейти из класса в класс, приходится брать платные уроки у своего же учителя, а поступить в университет практически невозможно без частных уроков, которые дают преподаватели этого же университета. За плату они готовы раскрыть абитуриенту карты вступительных экзаменов. А сколько стоит в среднем час занятий с репетитором? Эксперты называют такие цифры: в России - 10 долларов, Азербайджане - 40 долларов.

Авторы доклада изучили опыт ряда стран, в которых даже самые простые меры привели к почти полному искоренению коррупции в образовании. В пример исследователи ЮНЕСКО ставят, в частности, небольшое государство Уганду. Там в начале 90-х годов XX века только 13 процентов средств, ежегодно выделявшихся школам в расчете на одного учащегося, доходили до адресата. Остальное "оседало" в руках местных чиновников. Общенациональная кампания по разъяснению местным общинам, кем и на что были потрачены школьные деньги, привела к кардинальному изменению положения дел. Невероятно, но сегодня уже 85 процентов всех денег теперь идут "по адресу".

Образование Должностные преступления