Глава немецкого внешнеполитического ведомства Франк-Вальтер Штайнмайер символически "сдал свой европейский пост" португальскому коллеге Луишу Амаду, передав ему у Бранденбургских ворот Берлина "хрустальную эстафетную палочку" с изображением всех флагов стран-членов ЕС. На фоне флагов Евросоюза, Германии и Португалии оба министра с улыбками позировали перед камерами, а затем Штайнмайер бросил зрителям несколько футбольных мячей, раскрашенных в европейские бело-голубые цвета.
На такой мажорной ноте завершила свою шестимесячную европейскую "вахту" Германия. При этом глава МИД дал понять, что "гордится немецкой политической командой во время председательства в ЕС не меньше, чем национальной футбольной сборной на прошлом чемпионате мира".
После того как Германия сделала самую тяжелую и "черную работу" по утверждению базовых элементов конституционного проекта, Лиссабону будет легче довести его текст до ума. Португальский премьер Жозе Сократиш уже назвал выработку и принятие этого документа "главным и абсолютным приоритетом" своего председательства, который позволит "усилить Европу". Согласовать текст договора предполагается на созываемой Португалией межправительственной конференции стран-членов ЕС 23 июля, а одобрить - на неформальном саммите Евросоюза 18-19 октября в Лиссабоне. Однако с учетом позиции Варшавы, Праги и Лондона эксперты предсказывают сложные переговоры по деталям нового соглашения. Власти Португалии отдают себе отчет в трудности поставленной задачи, но намерены четко следовать этому графику, невзирая на препятствия вроде заявлений со стороны Польши о намерении пересмотреть уже согласованные положения. "Данный нам мандат предельно ясен и точен в том, что должно быть сделано", - подчеркнул Жозе Сократиш, исключив возможность пересмотра. Он указал, что к концу председательства намерен "превратить мандат в договор".
Португалия уже председательствовала в Евросоюзе в 2000 году. Тогда Лиссабон выдвинул на первый план сотрудничество с африканскими странами, добился проведения в Каире первой встречи на высшем уровне между Европейским союзом и африканскими государствами. Однако за последующие годы эта инициатива почти не получила развития. На предстоящие полгода Лиссабон ставит задачу реанимировать диалог по линии ЕС - Африка и провести в декабре вторую европейско-африканскую встречу на высшем уровне.
Однако ближайшей задачей председательства в ЕС в Португалии видят развитие связей с еще одной быстрорастущей державой, Бразилией. В Лиссабоне считают, что эта крупнейшая латиноамериканская страна должна стать приоритетным партнером для Европы уже в ближайшей перспективе. Для реализации этого проекта четвертого июля в Лиссабоне созывается двусторонняя конференция на уровне руководителей Евросоюза и европейских стран, с одной стороны, и Бразилии, с другой.
Среди внешнеполитических приоритетов португальского председательства в ЕС числятся укрепление сотрудничества в Средиземноморье, активизация роли Союза в урегулировании ближневосточного конфликта, развитие связей Евросоюза с другими регионами.
В период португальского председательства в ЕС истечет срок десятилетнего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Россией, вступившего в силу осенью 1997 года. Россия и ЕС так и не приступили к переговорам по новому соглашению из-за позиции Польши, которая требует от России отмены эмбарго на импорт мяса. Как сообщил на днях представитель Еврокомиссии, переговоры с российской стороной по проблеме польского мяса продолжаются, однако никаких прорывных решений в ближайшее время ожидать не следует. Таким образом, на саммите Россия-ЕС, намеченном на 26 октября, в Португалии предстоит констатировать: устаревшее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве получит автоматическую пролонгацию на 2008 год.
Помимо чисто политических приоритетов своего председательства в ЕС Португалия хочет напомнить Евросоюзу и о так называемой "Лиссабонской стратегии", принятой в ходе своего прошлого председательства в 2000 году. Этот документ поставил перед Евросоюзом весьма амбициозную цель - до 2010 года "догнать и перегнать Америку". Сегодня Лиссабон считает возможным вернуться к этому проекту с учетом того, что по объему ВВП Евросоюз, состоящий из 27 стран, вплотную приблизился к ВВП Соединенных Штатов.