03.07.2007 08:10
Власть

Россия и США: Пересечение без соперничества

Интересы России и США не всегда совпадают. Но это повод не для вражды, а для поиска компромиссов
Текст:  Михаил Маргелов Надежда Сорокина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4403)
Читать на сайте RG.RU

Встреча президентов России и США - важнейшее событие нынешнего политического сезона. Между лидерами наших народов необходим постоянный диалог. Нужно согласовать противоречивые исторические модели российско-американских отношений с задачами настоящего времени.

Значимость саммита подтверждает не только темы переговоров, но и место, где они проходят. Президент Владимир Путин - первый из зарубежных лидеров, кого президент Джордж Буш пригласил в семейное имение в Кеннебанкпорте.

Выбор места встречи обусловлен не только тем, что в этом году исполняется 200 лет со дня установления дипломатических отношений между нашими странами. Оно выбрано потому, что помимо известной доверительности отношений президентов Буша и Путина, подчеркивает глобальную значимость результатов их переговоров.

В самом деле, в повестке дня проблемы, вокруг которых сегодня сосредоточена по сути вся мировая политика. Это борьба с терроризмом, наркотрафик, ближневосточное урегулирование, ядерные программы Северной Кореи и Ирана.

Известно, что в перечисленных направлениях у России и США существенных разногласий нет. Например, есть конкретные результаты сотрудничества России и США применительно к ядерному досье Северной Кореи.

Хотя в наших отношениях и здесь есть тонкости. Например, обе стороны заинтересованы в том, чтобы район Ближнего Востока был стабильным.

Россия считает, что в мирном процессе, помимо членов "квартета", должны участвовать и другие заинтересованные государства и политические группы. США склонны делить страны на "плохие" и "хорошие" и неохотно садятся за стол переговоров с теми, кого не считают "договороспособными".

Политика на согласии

Россия старается строить свою внешнюю политику на согласии. Это демонстрируется не только призывом к широкой конференции по Ближнему Востоку. Известна и наша позиция по статусу Косово. Согласно ей, статус может быть утвержден только при согласии всех сторон, прежде всего Приштины и Белграда. В противном случае любое иное привнесенное извне решение этого вопроса только усилит конфликтность на Балканах.

Кроме того, такое решение создаст опасный прецедент, в том числе на постсоветском пространстве, где есть самоопределившиеся, но не признанные мировым сообществом государства.

Российские и американские интересы часто пересекаются. И создается впечатление их постоянного соперничества. С тем, что наши интересы не всегда совпадают, следует согласиться. Но соперничество - не война. Оно разрешается компромиссами.

В последнее время наиболее остро в мировой и российской прессе обсуждается план создания американской ПРО в Восточной Европе. Известно, что первые шаги к компромиссу сделаны президентом Путиным на саммите "большой восьмерки" в Хайлигендамме. Российская сторона предложила США совместно использовать Габалинскую РЛС.

Надо полагать, президенты обсудят эту проблему. Ведь в Хайлигендамме президент США положительно воспринял предложение президента России. Каких-то непреодолимых препятствий здесь к достижению компромисса эксперты не видят. Российская сторона считает вопрос размещения ПРО политическим, а не военным. А это означает, что ответ на него можно найти именно путем переговоров.

Тем более что и опасность, против которой планируется создание элементов системы ПРО в Польше и Чехии, по единодушному мнению экспертов, гипотетическая.

Аспекты безопасности

Уровень встречи президентов таков, что стороны неизбежно коснутся проблем безопасности. Известно, что скоро истекает срок действия договора об СНВ. А этот договор обеспечивает взаимный ядерный контроль России и США.

Другой аспект проблем безопасности - атомная энергетика. Она увязана с вопросами нераспространения. Президент Путин в свое время предложил создать в России Международный центр по обогащению урана.

Другая основа сотрудничества в этой области - инициатива президента Буша по мирному использованию ядерной энергии в рамках "Глобального энергетического партнерства". Россия и США - бесспорные лидеры в содействии мирной ядерной энергетики при соблюдении Договора о нераспространении ядерного оружия.

Асимметричное партнерство

Сегодня у экспертов нет единого мнения по поводу характера российско-американских отношений. Одни говорят о стратегическом партнерстве. Другие - об асимметричном взаимодействии. Третьи - о рациональном и даже ограниченном сотрудничестве.

Конечно, результат саммита в Кеннебанкпорте не положит конец этим спорам. У России и США действительно есть сферы совпадения и несовпадения интересов. Да, Америка остается единоличным лидером в мире, но ей приходится себе же на благо считаться с обретающей самостоятельность политикой России. И однозначно оценивать характер наших отношений, настаивая либо только на сотрудничестве, либо на конфронтации, - значит обеднять их.

Перед саммитом наших президентов в Кеннебанкпорте в Москве и Вашингтоне прошли рабочие встречи парламентариев России и США. В Вашингтоне состоялось третье заседание комитетов по международным делам Государственной Думы и Палаты представителей конгресса США.

В Москве заседала рабочая группа "Совет Федерации - сенат конгресса США". Смею полагать, что определенный вклад в подготовку саммита президентов парламентарии внесли. Их переговоры затрагивали круг вопросов, близкий к повестке дня встречи глав государств.

Направления преемственности

Эта встреча знаменательна тем, что президенты, по известным причинам, должны не просто обсудить проблемы дня. Они должны наметить направления преемственности наших отношений. Эти отношения при всех издержках содержат бесспорный положительный потенциал, обнадеживающие заделы, которые требуют развития.

У нас сложился институт доверительных консультаций, у наших элит укрепляется институциональная память. Недаром в первый день саммита президенты говорили, помимо прочего, о Второй мировой войне, то есть о самом ярком в истории примере союзничества наших стран. А на таких саммитах темы бесед выбираются тщательно.

Позиция США