03.07.2007 09:00
Экономика

Российским туристам грозят задержки вылетов

200 туристов не могут вылететь на курорт, а 130 - домой
Текст:  Татьяна Летняя
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4403)
Читать на сайте RG.RU
Около 200 российских туристов третий день не могут вылететь из Москвы на испанские курорты из-за запрета нескольким российским авиакомпаниям летать над территорией Евросоюза. Об этом вчера сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее прогнозам, российским туристам надо быть готовыми к задержкам авиарейсов на 3-8 часов в такие популярные "курортные" страны, как Греция, Кипр, Болгария, Испания.

По словам Тюриной, запланированный недельный клубный отдых 200 туристов фактически сорван авиакомпанией "Кавминводыавиа", так как почти половину срока туристы провели "на чемоданах". Кроме того, около 130 россиян из-за отсутствия бортов просидели сутки в ожидании обратного рейса на Москву. В свою очередь Ассоциация туроператоров России (АТОР) подсчитала, что из-за санкций авиавластей в отношении российских авиакомпаний от 18 до 20 тысяч туристов не смогут вовремя отправиться на отдых в страны Евросоюза.

Расплачиваться же за это придется туроператорам. Это предусмотрено в законе о туризме, поправки к которому по финансовым гарантиям туроператоров вступили недавно в силу. Итак, все пострадавшие туристы либо будут за счет туроператоров отправлены отдыхать в другое время, либо им вернут деньги за путевки и компенсируют затраты на обратные билеты домой, так как многие приехали в столицу из других российских регионов. Туроператоры обязаны также заботиться о людях на время задержки рейса, обеспечивать их горячей едой и водой.

Напомним, что с 25 июня российские авиационные власти запретили самолетам четырех компаний появляться в небе Евросоюза. А еще шести - ограничили полеты над ЕС. С одной стороны, время выбрано явно неудачно - в России разгар сезона отпусков. С другой стороны, без этого запрета компании могли попасть в "черный список" ЕС, который должен быть окончательно оглашен в ближайшее время. А выйти из него - дело непростое. Причем российские авиавласти объявили о своем запрете заранее, дав компаниям время исправить недостатки, на которые указала комиссия Евросоюза. И сегодня в минтрансе всерьез озабочены, что руководители авиакомпаний не приняли адекватных мер. Кроме того, как уже писала "РГ", в Росавиации полагали, что все авиакомпании, попавшие под запрет, согласуют вопрос о перевозке пассажиров с коллегами, которых ограничения не коснулись. Однако на деле, как видим, этого не произошло. Впрочем, закон не обязывает перевозчика в такой ситуации "пристраивать" своих пассажиров.

Зато в договорах об ответственности перед третьими лицами, которые заключают между собой туроператоры и перевозчики, значится, что в случае форс-мажорных обстоятельств, к которым наряду со стихийными бедствиями относится и запрет авиационных властей на полеты, всю "вину" на себя берет туроператор. Кстати, трудные взаимоотношения между туроператорами и авиаперевозчиками были основным камнем преткновения при принятии весной этого года поправок по финансовым гарантиям к новому закону о туризме. Тогда минтранс пообещал в срочном порядке подготовить и утвердить специальное положение о соглашении между туроператорами и авиаперевозчиками. Но пока этот документ никто из заинтересованных сторон не видел.

Между тем вчера стало известно, что министр транспорта Игорь Левитин поручил Росавиации и Ространснадзору оказать "практическую помощь" всем российским авиапредприятиям, летающим в ЕС. Цель - добиться, чтобы они соответствовали стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО). И если в течение ближайших месяцев не будут приняты кардинальные меры, авиационным властям России придется расширять ограничительные санкции против российских авиакомпаний при полетах в страны ЕС. Ведь игнорирование международных норм угрожает "летной" репутации России. Пока российские компании не внесли в "черный" список ЕС, но это вполне может случиться. И осенью, перед очередным обновлением этого списка, Ространснадзор должен организовать внеплановую проверку авиапредприятий, имеющих наибольшее количество недостатков, отмеченных инспекторами ЕС. И по результатам этой проверки будут названы российские самолеты и авиакомпании, которые полностью соответствуют международным стандартам и способны выполнять полеты в Западную Европу.

Одновременно будет проведена "ревизия" иностранных компаний, работающих в России. Для их проверки Игорь Левитин поручил Росавиации и Ространснадзору до 16 июля создать во всех российских международных аэропортах постоянно действующие инспекторские группы. Позже будет создана и база данных по всем отклонениям от правил безопасности и надежности полетов. В минтрансе "РГ" пояснили, что в европейских аэропортах "такая работа ведется давно". Правда, прежде чем наши специалисты приступят к проверкам, им предстоит пройти обучение и освоить процедуру инспекции воздушных судов по так называемой международной программе SAFA. А это, как отмечают эксперты, требует гораздо большего времени, нежели планируется.

Справка "РГ"

Временный запрет, введенный Ространснадзором и Росавиацией с 25 июня, распространяется на выполнение регулярных, чартерных и разовых полетов в страны ЕС авиакомпаниями "Кавминводыавиа", "Авиалинии Кубани", "Якутия" и "Авиалинии 400". Кроме того, введены ограничения на использование самолетного парка при выполнении полетов в Европу для авиакомпаний "КрасЭйр", "Уральские авиалинии", "Газпромавиа", "Атлант-Союз" и "ЮТэйр".

Туризм Минтранс