По словам Тюриной, запланированный недельный клубный отдых 200 туристов фактически сорван авиакомпанией "Кавминводыавиа", так как почти половину срока туристы провели "на чемоданах". Кроме того, около 130 россиян из-за отсутствия бортов просидели сутки в ожидании обратного рейса на Москву. В свою очередь Ассоциация туроператоров России (АТОР) подсчитала, что из-за санкций авиавластей в отношении российских авиакомпаний от 18 до 20 тысяч туристов не смогут вовремя отправиться на отдых в страны Евросоюза.
Расплачиваться же за это придется туроператорам. Это предусмотрено в законе о туризме, поправки к которому по финансовым гарантиям туроператоров вступили недавно в силу. Итак, все пострадавшие туристы либо будут за счет туроператоров отправлены отдыхать в другое время, либо им вернут деньги за путевки и компенсируют затраты на обратные билеты домой, так как многие приехали в столицу из других российских регионов. Туроператоры обязаны также заботиться о людях на время задержки рейса, обеспечивать их горячей едой и водой.
Напомним, что с 25 июня российские авиационные власти запретили самолетам четырех компаний появляться в небе Евросоюза. А еще шести - ограничили полеты над ЕС. С одной стороны, время выбрано явно неудачно - в России разгар сезона отпусков. С другой стороны, без этого запрета компании могли попасть в "черный список" ЕС, который должен быть окончательно оглашен в ближайшее время. А выйти из него - дело непростое. Причем российские авиавласти объявили о своем запрете заранее, дав компаниям время исправить недостатки, на которые указала комиссия Евросоюза. И сегодня в минтрансе всерьез озабочены, что руководители авиакомпаний не приняли адекватных мер. Кроме того, как уже писала "РГ", в Росавиации полагали, что все авиакомпании, попавшие под запрет, согласуют вопрос о перевозке пассажиров с коллегами, которых ограничения не коснулись. Однако на деле, как видим, этого не произошло. Впрочем, закон не обязывает перевозчика в такой ситуации "пристраивать" своих пассажиров.
Зато в договорах об ответственности перед третьими лицами, которые заключают между собой туроператоры и перевозчики, значится, что в случае форс-мажорных обстоятельств, к которым наряду со стихийными бедствиями относится и запрет авиационных властей на полеты, всю "вину" на себя берет туроператор. Кстати, трудные взаимоотношения между туроператорами и авиаперевозчиками были основным камнем преткновения при принятии весной этого года поправок по финансовым гарантиям к новому закону о туризме. Тогда минтранс пообещал в срочном порядке подготовить и утвердить специальное положение о соглашении между туроператорами и авиаперевозчиками. Но пока этот документ никто из заинтересованных сторон не видел.
Между тем вчера стало известно, что министр транспорта Игорь Левитин поручил Росавиации и Ространснадзору оказать "практическую помощь" всем российским авиапредприятиям, летающим в ЕС. Цель - добиться, чтобы они соответствовали стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО). И если в течение ближайших месяцев не будут приняты кардинальные меры, авиационным властям России придется расширять ограничительные санкции против российских авиакомпаний при полетах в страны ЕС. Ведь игнорирование международных норм угрожает "летной" репутации России. Пока российские компании не внесли в "черный" список ЕС, но это вполне может случиться. И осенью, перед очередным обновлением этого списка, Ространснадзор должен организовать внеплановую проверку авиапредприятий, имеющих наибольшее количество недостатков, отмеченных инспекторами ЕС. И по результатам этой проверки будут названы российские самолеты и авиакомпании, которые полностью соответствуют международным стандартам и способны выполнять полеты в Западную Европу.
Одновременно будет проведена "ревизия" иностранных компаний, работающих в России. Для их проверки Игорь Левитин поручил Росавиации и Ространснадзору до 16 июля создать во всех российских международных аэропортах постоянно действующие инспекторские группы. Позже будет создана и база данных по всем отклонениям от правил безопасности и надежности полетов. В минтрансе "РГ" пояснили, что в европейских аэропортах "такая работа ведется давно". Правда, прежде чем наши специалисты приступят к проверкам, им предстоит пройти обучение и освоить процедуру инспекции воздушных судов по так называемой международной программе SAFA. А это, как отмечают эксперты, требует гораздо большего времени, нежели планируется.
Справка "РГ"
Временный запрет, введенный Ространснадзором и Росавиацией с 25 июня, распространяется на выполнение регулярных, чартерных и разовых полетов в страны ЕС авиакомпаниями "Кавминводыавиа", "Авиалинии Кубани", "Якутия" и "Авиалинии 400". Кроме того, введены ограничения на использование самолетного парка при выполнении полетов в Европу для авиакомпаний "КрасЭйр", "Уральские авиалинии", "Газпромавиа", "Атлант-Союз" и "ЮТэйр".