Во Владимире осваивают новый способ увеличения мест в детских садах. Чтобы "разгрузить" детсадовские группы, шестилетних малышей в добровольно-принудительном порядке отправляют в школы.
Денису, старшему сыну Романа и Юлии Романовых, в январе исполнилось 6 лет. В этом году родители решили в школу его не отправлять: часто болел, да и психолог порекомендовал повременить с поступлением в первый класс. Однако их планы не встретили понимания у руководства детского дошкольного учреждения.
- В детском саду нас предупредили, что все дети, которым на 1 сентября исполнится шесть с половиной лет, должны идти в школу, - рассказала Юлия корреспонденту "РГ". - Я возразила заведующей, что никто, кроме родителей, не может решить, идти ребенку в школу в шесть или в семь лет. Она ответила: "В августе соберется комиссия и выдаст Денису направление в другой детский сад".
Возмущенные родители пообещали отстаивать свои права в суде. Скандал дошел до департамента образования области. Заместитель главы департамента Ольга Беляева дала этому случаю однозначную оценку:
- Закон на стороне родителей. На основании пунктов закона "Об образовании" обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже восьми лет. По заявлению родителей или законных представителей учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в более раннем или более позднем возрасте. Решать, идти их ребенку в первый класс или не идти, могут только родители.
Несмотря на то, что "охват" дошкольным образованием во Владимирской области 77,7 процента (для сравнения: в ЦФО - 62,6, в России - 61,5), на 1 января этого года в очереди в детский сад стояли 8 тысяч малышей, и половина из них - во Владимире.
В микрорайоне Коммунар, где живут обиженные родители, проблема с местами в детские дошкольные учреждения - одна из самых острых в областном центре. Чтобы устроить туда своих детей, мамы оформляют заявления, едва вернувшись из роддома. А в детском саду на 150 мест, который посещают сыновья Романовых, - 197 малышей, и на каждого в группах приходится меньше двух метров площади. Так что причина, по которой здесь "уговаривают" поскорее отдать ребенка в школу, понятна.
В этом году количество детсадовских мест должно увеличиться на 800, в следующем - на 1 тысячу, а к 2010 году - на 4,5 тысячи. Это, по словам Ольги Беляевой, поднимет обеспеченность в детских дошкольных учреждениях до 78,5 процента. Получается, всего лишь на один процент.
Однако ни масштабное строительство новых детских садов, ни возвращение старых, в которых ныне размещаются всевозможные чиновничьи и коммерческие структуры, не предусмотрены. В текущем году новый детский сад пущен только в одном населенном пункте области - в поселке Красный Маяк Ковровского района. Пока власти рассчитывают на внутренние резервы - так называемую "реструктуризацию и перепрофилирование сети": восстановление закрытых ясельных групп, переоборудование под групповые помещения театральных и музыкальных комнат, организацию групп дошкольного образования на базе сельских начальных школ, высвобождение площадей за счет создания специализированных детских садов для детей с недостатками развития.
Ни о какой обязательной отправке в первый класс воспитанников с шести лет и шести месяцев на официальном уровне речи, конечно, не идет. Но для многих родителей и учителей давно не новость, что в детских садах рассчитывают на подобные резервы.
- Родители шестилеток го ворят, что в этом году им настоятельно "рекомендуют" забирать детей в школу, - сообщила корреспонденту "РГ" завуч по начальной школе Владимирской гимназии 23 Надежда Пономаренко. - Есть и практика "перескакивания" через группы, когда ребят младшего возраста переводят в старшие группы. Недавно у нас на диагностике были дети 6 лет из детского сада, и лишь один из них оказался готов к школе. Тем, кто не прошел диагностику, пишем рекомендации - приступить к учебе через год. Но мамы и папы возмущаются: "Обратно в детский сад нас не возьмут!"
Надежда Прохорова, преподаватель истории и библиотекарь средней школы 46, куда детсадовское руководство пытается "определить" старшего сына Романовых, уже настроилась держать оборону, хотя ее внуку в мае исполнилось только пять лет.
- А нам уже предлагали перевести ребенка в группу постарше. Но мы отказались, - сетует Надежда Константиновна. - Буду убеждать дочь, чтобы в школу отдала его не в 6 лет и 3 месяца, а годом позже. Откуда сегодня у детей переутомление, болезни, нервные срывы? Слишком рано приводят в школу. Программа стала сложнее. Хотя, по правде сказать, не знаешь, кого больше жалеть - ученика или учителя.
В первых классах средней школы 19 Владимира шестилеток и семи - восьмилеток примерно поровну. Кто из родителей привел своих детей добровольно, а кто принудительно, тайна за семьи печатями. Ясно лишь одно: детских садов не хватает, детей деть некуда, и принимать нужно всех.
Светлана Нестерович, завуч школы 19 Владимира:
- Разница в возрасте в полгода у детей очень ощутима. В свое время мы одними из первых начинали участвовать в эксперименте по обучению детей с шести лет. В этом возрасте у них цепкая память, гибкое мышление, они обучаемы, быстро проявляют интерес, но очень быстро устают, переключают внимание, неусидчивы. С такими детьми работать трудно - надо быть и хорошим организатором, и психологом, и методистом, словом, высококвалифицированным педагогом.
Таисия Индюкова, методист по начальным классам Владимирского института повышения квалификации работников образования:
- Программа первого класса учитывает особенности малышей. Период обучения грамоте продлен. Если при трехлетнем начальном образовании на него отводилось первое полугодие, то теперь - до 1 марта. Букварь из комплекта "Планета знаний" рассчитан и на читающих детей, и на не читающих, другие учебные пособия тоже адаптированы.
148 классов начальной школы области участвовали в эксперименте по обновлению содержания и структуры начального образования. Мы принимаем в начальные классы всех детей независимо от подготовленности и оцениваем развитие каждого ученика в отношении самого себя. Роль учителя в такой индивидуальной и дифференцированной работе очень велика. По нашей рекомендации в сентябре в первом классе учителя проводили педагогическую диагностику каждого ученика.
Между тем
В Костромской области на острый дефицит мест в детских садах (в регионе 10 тысяч ребятишек ждут своей очереди) решили ответить тотальным строительством учреждений дошкольного образования. Областные парламентарии заявили, что заложат в бюджете деньги на строительство 10 новых детсадов на 200 мест каждый. Но, похоже, работать в детсадах будет некому. Как раз в день обращения депутатов к губернатору повесили замок на детский сад 21 Костромы. Дошкольное учреждение пришлось закрыть, так как из него одновременно уволились 3 воспитателя и повар, а мамам 110 воспитанников срочно пришлось пристраивать малышей. Свой уход сотрудники объяснили низкой зарплатой - в среднем оплата труда воспитателя не превышает трех тысяч рублей. На грани закрытия еще несколько детсадов.
Так что думе придется вмешиваться и в вопрос с зарплатами. Они уже обратились к директорам костромских предприятий с предложением взять шефство над садиками и выплачивать воспитателям надбавки к зарплате. Предприятия охотно выделяют садикам свою продукцию - конфеты, одежду, но регулярно отвлекать часть прибыли на зарплату непрофильного учреждения они не готовы.