В истории подмосковной Щербинки поставлена точка. Но не одна, а целое многоточие. С одной стороны, Москва уже приступила к строительству жилья. Об этом сообщил первый заместитель мэра Москвы, глава КАСРР Владимир Ресин: "В Щербинке работы наконец сдвинулись с мертвой точки. И сейчас мы принимаем все меры, чтобы 260 тысяч квадратных метров жилья для военных там построить в срок. Нам передали пока только 35 гектаров, а положено - 212 гектаров. Следовательно, все остальные должны быть тоже оформлены. Этот вопрос мы стараемся решить исключительно цивилизованным путем". С другой- власти Подмосковья продолжают предъявлять претензии на столичные территории.
И в этом нет ничего удивительного: ведь столкнулись не просто два противоречивых мнения, но две принципиально разные позиции. С одной стороны - власти Подмосковья, которые стремятся любой ценой отстоять свое ничем не подкрепленное имущественное право на землю. С другой - правительство Москвы, которое стремится выполнить свои обязательства перед военными и построить обещанное им президентом Владимиром Путиным жилье. В результате долгих споров Подмосковье начало проявлять ростки здравомыслия и согласилось на строительство домов. Однако оно по-прежнему не собирается передавать землю законному владельцу - Москве. Между тем столица по-прежнему готова к новым переговорам и компромиссам ради улучшения жилищных условий военных. Ради выполнения обязательств перед военными московским строителям придется прыгнуть выше головы.
Московская область выделит землю под строительство 4000 квартир для военнослужащих Министерства обороны РФ в Щербинке. Но при этом Щербинка тем не менее остается частью Подольского района Московской области, а не войдет в состав столицы. Такое противоречивое решение было принято на недавнем заседании областного правительства. Вице-губернатор Подмосковья Алексей Пантелеев поспешил заявить, что таким образом правительство Московской области выполнило поручение президента России. Вероятно, без вмешательства Кремля тут действительно не обошлось: согласие между двумя субъектами Федерации по поводу застройки 32 гектаров земли было достигнуто на недавнем совещании у полпреда президента в ЦФО Георгия Полтавченко.
По итогам этого совещания подмосковные власти явно пошли на попятный. "Вся та "война" между столицей и областью, о которой столько говорили, на самом деле существует только на страницах прессы. На деле же никаких "боевых действий" нет и быть не может", - заявил журналистам вице-губернатор. И сам тут же опроверг собственные слова, уверив, что Подмосковье будет по-прежнему настаивать на своем и землю в Щербинке никому не отдаст.
Это при том, что после долгих тяжб и разбирательств суды нескольких инстанций и Генпрокуратура в придачу безоговорочно определили Щербинку Москве. В итоге на судебные процессы и взаимные упреки потрачено пять месяцев, которых теперь очень недостает московским строителям. Ведь задачу построить жилье для военных в срок никто не отменял.
"Лед тронулся, правительство Московской области передало нам в работу второй и третий микрорайоны Щербинки, где мы до конца года постараемся построить 260 тысяч квадратных метров жилья для военных. Это примерно 20 домов, - прокомментировал ситуацию руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин.- Надо также сделать школу, детский садик, все инженерные инфраструктуры, дороги, чтобы в первом квартале будущего года принять там семьи военных". Выполнение этой задачи потребует напряжения всех сил и полной отдачи, однако Москва не сомневается в успехе. "Чтобы в одном месте за 5-6 месяцев сразу ввести такой объем, такого у нас не было. Но мы это сделаем. Мы сосредоточим там большие силы, - отметил Владимир Ресин. - Я думаю, мы все вместе с этой задачей справимся. То, что обещал Юрий Михайлович Владимиру Владимировичу Путину, будет выполнено".
Московские строители уже не раз доказывали, что на их обещания можно положиться, и не раз выходили из трудных ситуаций. Поэтому жилье для военных, видимо, действительно будет готово к концу года. Но в истории Щербинки все равно остается немало неясностей и белых пятен. Например, Москва собиралась построить там еще 200 тысяч квадратных метров муниципального жилья для очередников. Что теперь будет с этим жильем и придется ли Москве искать замену этим площадям, пока неясно. Как долго будет решаться этот вопрос с подмосковными властями, какие условия они выдвинут и сколько в итоге придется ждать льготникам своего жилья - тоже большой вопрос.
Наконец, непонятен и статус тех, кто будет жить во вновь построенных домах в Щербинке. "Чьими" жителями они будут? Видимо, подмосковными? Но ведь изначально предполагалось, что они будут москвичами! Эта разница более чем существенная, если учесть, что подавляющее большинство будущих жителей Щербинки - льготники. А разница между московскими и подмосковными льготами всем известна, и эта разница явно не в пользу области. Поэтому весьма вероятно, что и военные, и очередники будут не в восторге от своего непонятного статуса. К каким новым конфликтам это может привести, сегодня не может спрогнозировать никто. Однако всем очевидно, что лучше внести полную ясность во все сегодняшние вопросы, пока они не превратились в завтрашние проблемы. Именно поэтому приглашение столичных властей к столу переговоров, адресованное коллегам из Московской области, все еще остается в силе. А значит, в истории Щербинки еще могут появиться новые, более удачные страницы.