04.07.2007 07:00
Общество

Тысячи выпускников недосчитались законных баллов по ЕГЭ

Могут остаться тысячи выпускников, недосчитавшись законных баллов по ЕГЭ
Текст:  Елена Лашкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4404)
36 равно 49? Странную математическую закономерность можно сравнить разве что с рекламой о банковских процентах, когда россиян приучают к мысли, что дважды два совсем не четыре, а много больше. Но разработчики Единого государственного экзамена, судя по всему, руководствуются именно этими принципами.
Читать на сайте RG.RU

О проблемах ЕГЭ, пока это не коснется тебя лично, просто не задумываешься. А когда задумаешься, оказывается уже поздно. Выпускники же уходят из школы с чувством, что их обманули. И это впечатление оставляет Единый государственный экзамен.

В этом году получить результаты ЕГЭ можно было просто: достаточно зайти на сайт, ввести номер паспорта и... на экране появляется таблица, которую понять обычному человеку невозможно. Да чиновники и не скрывают, что объяснить принцип ЕГЭ за полчаса непросто.

Хотя графа под названием "первичный балл" (фактический, максимальный, % от максимального) довольна проста. С этим все ясно. К примеру, 36 из 60, что составляет 60 процентов. Далее следует "долевой процент участников ЕГЭ, у которых результат меньше или равен вашему (48), больше вашего" (52). "Отметка за экзамен" - 4, "Отметка для выставления в аттестат при вашей годовой отметке (3-4), (4-4), (5-5). А вот "балл в свидетельство о ЕГЭ" - 49.

Но, если 36 из 60 составляет 60 процентов, почему же из 100 - это 49 баллов, то есть 49 процентов? А 58 из 60 равно 88 из 100?

В итоге в Москве по результатам ЕГЭ в департамент образования было подано более тысячи апелляций.

Об этом сообщила руководитель департамента образования Москвы Любовь Кезина на заседании президиума совета ректоров вузов Москвы и Московской области. "1180 апелляций, что составило 1,4% от общего количества ребят, сдававших ЕГЭ по русскому языку в этом году", - привела цифры Кезина. Одной из причин апелляций явились "недостатки системы шкалирования при переводе из тестового балла в итоговый". "За ЕГЭ по русскому языку установлен максимальный балл - 60. И он при переводе в итоговый равен 100 баллам. Однако если ребенок получает 57 баллов, он будет равен 83 итоговым баллам. Получается, за три балла ребенок теряет 17 единиц", - удивлялась Кезина.

Но именно с этим количеством баллов придется выпускнику идти в вуз. Правда, в этом году получить свидетельство о результатах ЕГЭ оказалось непросто. Впрочем, подобная история повторяется уже не первый год. Вследствие чего выпускники из дальних регионов, выезжающие в центры сдачи экзаменов за несколько дней до окончания подачи документов, остались без свидетельства о результатах ЕГЭ.

Однако и это не все. Очередной сюрприз ожидает выпускника в вузе - там своя система пересчета баллов. И это еще одна, но самая большая неприятность, ведь вуз принимает документы по свидетельству о ЕГЭ. К примеру, МГИМО (см. табл.) не примет документы выпускника, набравшего по ЕГЭ по русскому языку 45 и ниже баллов. Не нарушается ли таким образом конституционное право на равный доступ к бесплатному образованию?

Правда, в случае если балл удовлетворяет требованиям вуза и документы все же приняли, получить более высокую отметку, например по сочинению, невозможно, поскольку засчитывается исключительно результат единого экзамена.

"У многих столичных вузов своя шкала, при которой пятерка, полученная ребенком в результате сдачи ЕГЭ, превращается в тройку, - заметила Кезина. - Ребята все обеспокоены. Я прошу вас подумать о детях и вспомнить себя, когда вы поступали в вузы".

А если выпускник - талантливый оратор и говорить у него получается лучше, чем писать, ведь на письменном тестировании это никак не проявится. По ЕГЭ он может недобрать баллы, а значит, потом и не поступить в вуз на ту заветную специальность, в которой его природная склонность проявится самым ярким образом. В общем, не стать ему педагогом, менеджером, дипломатом или гидом-переводчиком.

Руководитель Рособрнадзора, правда, обещал, что к июлю 2008 года определит стандарты нижней границы двойки по баллам, полученным по результатам ЕГЭ. Как пояснил Виктор Болотов, требования будут разработаны после проведения анализа вступительных экзаменов. Однако он заметил, что "вузы имеют право устанавливать собственную шкалу перевода".

Образование