04.07.2007 09:00
Экономика

Для многих туристов лето стало настоящим испытанием

Ответственность за наши испорченные отпуска будут нести авиакомпании и турфирмы
Текст:  Нина Егоршева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4404)
Читать на сайте RG.RU

Для многих туристов нынешнее лето стало настоящим испытанием. Недавний запрет полетов некоторых отечественных самолетов в ЕС ударил по тем, кто путешествует за границу по воздуху: начались массовые задержки авиарейсов.

Хоть власти и обещали, что проблема решится еще до того, как возникнет, в прошедшие выходные группа российских туристов не смогла вылететь из аэропорта испанского города Малага. В обратном направлении, из Москвы, почти двое суток ждали своего рейса еще 200 туристов.

Совсем не курортные страсти разгорелись вокруг группы российских детей, приехавших на отдых в Аланью, которые были из отеля принудительно отправлены на многодневную экскурсию. Туркомпания, организовавшая отдых, должна была проконтролировать эту ситуацию, но она не выполнила договорных обязательств перед туристами. Родители собираются подавать в суд.

Все эти события бросают неприятную тень на перспективу летнего отдыха за рубежом. Между тем, именно в это лето возлагалось много надежд на гарантии защиты интересов туристов. Всего месяц, как вступили в силу поправки в Закон "Об основах туристической деятельности в РФ", с помощью которых государство намерено контролировать туристический рынок страны. К 1 июня туроператоры должны были заручиться финансовыми гарантиями в банках или страховых компаниях, которые по соглашению с турфирмой станут выплачивать денежную компенсацию гражданам, если та не сможет выполнить условий договора с клиентом. Если гарантий нет, деятельность фирмы должна быть приостановлена. На сегодняшний день, по данным Ростуризма, в едином федеральном реестре значатся 2723 фирмы. Из них 2126 - в сфере международного и внутреннего туризма, 597 - только внутреннего туризма.

Но то, что гладко и правильно на бумаге, на деле, как оказывается, пока до конца не работает. Так, компания, у которой были куплены пресловутые путевки в Турцию, не значится в списках единого федерального реестра туроператоров, а значит, не имеет права формировать тур. Между тем, дети все-таки смогли выехать из России.

"Если подтвердится, что фирма не включена в реестр, а значит, не имела права отправлять детей на отдых за границу, решение в отношении нее будет очень жестким, на основании статей Уголовного кодекса, связанных с обманом потребителей, - говорит начальник правового управления Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский. Об этом он заявил вчера на совместной пресс-конференции, организованной Ассоциацией туроператоров России (АТОР). - Получить деньги за счет фингарантии в этом случае вряд ли удастся, но клиент может требовать возврата денег за тур, если докажет, что намеренно был введен турфирмой в заблуждение относительно наличия у нее реестрового номера. В любом случае покупатель не должен быть пассивной стороной. Прежде чем покупать тур, он должен выяснять все детали в соответствии с новым законодательством".

С тем, что львиная доля ответственности за испорченный отпуск лежит и на самих туристах, согласен и вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович.

"Прежде чем покупать телевизор, мы подробно выясняем его качественные характеристики. Почему не делать того же при покупке тура?" - недоумевает Владимир Канторович.

На той же пресс-конференции было озвучено содержание расширенных страховых программ, которые туроператоры - члены АТОР намерены включать в состав своих турпакетов. Сегодня на массовых направлениях страховщики ограничиваются страхованием лишь медицинских и медико-транспортных расходов. В предложенной членам АТОР программе предусмотрено возмещение расходов по экстренной стоматологической помощи (которая далеко не всегда входит в стандартный набор), срочному прилету родственников в чрезвычайной ситуации, по эвакуации детей, оставшихся без присмотра заболевшего родителя, а также расходы, связанные с неожиданным возвращением в Россию по причине смерти, острого заболевания или несчастного случая кого-то из родных. Кроме того, программа не предусматривает франшизы, а лимит ответственности страховщика устанавливается по каждому риску в отдельности, а не в целом по программе.

Туризм Товары и цены