В среду в редакции "Российской газеты" прошла пресс-конференция Чрезвычайного и Полномочного посла Государства Израиль в РФ Анны Азари. Вопросы израильскому дипломату задавали представители российских и зарубежных СМИ.
Во вступительном слове посол заявила, что, на ее взгляд, российско-израильские отношения развиваются довольно хорошо. По крайней мере, сказала госпожа Азари, то, что я наблюдаю за те восемь месяцев, которые нахожусь в Москве, показывают, что контакты между Израилем и Россией в самых разных областях приобретают все более динамичный и, главное, деловой характер.
Первый вопрос, понятно, на самую актуальную тему.
Российская газета | В среду стало известно, что контролирующее сектор Газа радикальное палестинское движение ХАМАС освободило британского журналиста из Би-би-си Алана Джонстона. Почему же тот же ХАМАС не делает ничего для освобождения израильского капрала Гилада Шалита, захваченного в Газе более года назад?
Анна Азари | Джонстона освободили, потому что его хотели освободить, поскольку он был захвачен не самим ХАМАСом, а группировкой "Армия ислама".
А Шалита, насколько нам известно, держит сам ХАМАС и не хочет отдавать. Иными словами, в данном случае речь идет не столько о похищении, сколько о заложнике. А говорить о каких-то требованиях ХАМАСа в обмен на капрала для Израиля не приходится, ибо вопрос о переговорах с террористами для Израиля всегда стоял очень жестко. Словом, ХАМАС не освобождает Шалита, потому что не хочет его освободить.
РГ | Как может Израиль повлиять на ситуацию на палестинских территориях, которые раскололись на две противоборствующие части - сектор Газа под контролем ХАМАС и Западный берег Иордана под контролем умеренного ФАТХ?
Азари | К сожалению, мало уже кто помнит, что Израиль вывел из Газы не только свои войска, но и все еврейские поселения. Поэтому мы не вмешиваемся в палестинскую междоусобицу. С другой стороны, Израиль обязан обеспечить безопасность своих граждан и в ответ на провокации из сектора Газа осуществляет точечные операции, но крупномасштабных акций мы не проводим.
Однако, несмотря на то что власть в секторе Газа находится в руках ХАМАСа, мы не хотим, чтобы там наступила гуманитарная катастрофа. Подчеркну: Израиль не воюет с мирными жителями. Хочу напомнить, что в тесном взаимодействии с российским посольством, российским МИДом мы помогли вывезти из сектора Газа пожелавших того российских граждан.
Кроме того, мы стараемся помогать в пересылке туда, в Газу, гуманитарных грузов, чтобы предотвратить гуманитарную катастрофу. Но это одна сторона дела. С другой стороны, мы не можем поддерживать власть террористов.
Что будет дальше - неизвестно. Израильское правительство поддерживает политику создания двух государств двух народов, живущих бок о бок. Но на сегодня ситуация очень сложная, потому что сейчас палестинский народ разделен на две части. И мы не знаем пока, как в дальнейшем будут развиваться события на палестинских территориях.
РГ | Как вы расцениваете назначение бывшего премьера Велико-британии Тони Блэра специальным представителем так называемого квартета по Ближнему Востоку?
Азари | Думаю, что этот человек, пользующийся мировой популярностью, сможет помочь продвижению мирного процесса на Ближнем Востоке.
РГ | Как вы расцениваете серьезные перестановки в израильском политическом истеблишменте?
Азари | Думаю, что избрание президентом Шимона Переса и назначение министром обороны Эхуда Барака усилит нынешнее правительство Эхуда Ольмерта.
С другой стороны, мы ждем окончания расследования итогов ливанской войны и как они, эти итоги, повлияют на общественное мнение. Пока в Израиле вряд ли кто назовет точную дату новых выборов тем более их участников.
РГ | Вопрос бытового характера. Как вам Москва? Как проводите досуг?
Азари | Вы не удивитесь, если я скажу, что огорчают меня в Москве, как, наверное, и всех жителей вашей столицы, автомобильные пробки. А так жизнь здесь у меня складывается комфортно и интересно. Очень увлекаюсь культурной жизнью - театрами и разного рода фестивалями, которых в Москве хватает. Стараюсь по возможности побывать всюду.