Елена Беляева, в одиночку воспитывающая малолетнего ребенка, судится с негосударственным Европейским университетом права Justo. Она требует признать незаконными Правила внутреннего распорядка университета, согласно которым в вуз не принимаются курящие, в случае установления факта курения стоимость обучения студента может быть повышена на 30 процентов, и приказ ректора, которым он утвердил эти правила. Из-за этогоЕлена была вынуждена уйти с третьего курса из университета.
"Поступая на учебу, Беляева обманула администрацию, сказав, что не курит. Когда обнаружился обман, в воспитательной беседе с ректором обманула и его, пообещав бросить курить. А предложенную бескорыстную помощь в избавлении от дурной привычки отвергла и демонстративно закурила перед входной дверью университета", - пишет ректор Геннадий Шило в Судебную коллегию по гражданским делам Мосгорсуда (копия - президенту РФ для сведения).
Ваше право курить кончается там, где начинается мой нос
Геннадий Шило, профессор, ректор Европейского университета права Justo, доктор юридических наук:
- Мне говорят, что я ущемил конституционное право Елены на образование. Я отвечаю: Елена нарушала Конституцию РФ, покушаясь на здоровье студентов и преподавателей университета: медицина неопровержимо доказала, что курящий человек своим курением в присутствии некурящих наносит их здоровью ущерб, гораздо больший, чем самому себе.
12 лет со дня открытия университета в России мы не принимали и не будем впредь принимать на учебу антиобщественные личности. Люди курящие - будь то студент, педагог, медик или член Верховного суда - это личности антиобщественные, потому что курильщики:
это безвольные люди, не способные отказаться от вредной для них и для окружающих привычки;
в большинстве своем посредственные работники, не способные нормально, активно работать из-за постоянных перекуров и задымленности сознания;
портят воздух и заставляют окружающих дышать выдыхаемой ими отравой, которая для некурящих вреднее, чем для самих курильщиков;
отравляют сознание детей и их здоровье, заражая их дурным примером, как признаком взрослости;
губят себя (треть людей, рано умирающих от болезней, погибают в результате табакокурения);
отрицательно влияют на экономическое положение своей семьи;
повышают пожароопасность в учреждении в быту и особенно в лесу;
лоббируют принятие антиобщественных, антиконституционных, антинародных правовых норм, таких как ст. 6 ФЗ "Об ограничении курения табака". Название статьи 6 содержит недвусмысленный запрет курения на территориях и в помещениях образовательных учреждений, однако содержание этой статьи полностью противоречит ее заголовку, потому что все три пункта статьи обязывают некурящих под угрозой административной ответственности создавать условия для курильщиков.
Некоторые сердобольные защитники прав курильщиков считают, что нельзя нарушать право курящего на самоотравление и отравление окружающих, потому что курильщики - это больные люди и их нужно лечить. Страдающие туберкулезом и сифилисом - тоже больные люди, но никому ведь не придет в голову обязать ректора принимать их на учебу до излечения. Курение - это тоже зараза, бесконтактная, но от этого она не становится менее опасной для молодежи. Больной пусть лечится и по излечении приходит на учебу.
Исключенные из университета могут дать ректору прикурить
Андрей Князев, московская коллегия адвокатов "Князев и партнеры":
- Статья 42 Конституции РФ предусматривает право граждан на благоприятную окружающую среду. Есть у граждан и право на курение. Оно нигде не закреплено, но граждане вправе действовать по принципу: что не запрещено, то разрешено.
Согласно статье 6 Закона "Об ограничении курения табака" в России нельзя курить на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения и культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами госвласти, за исключением специально отведенных мест.
При этом отсутствие специально отведенных мест для курения табака - не оправдание при нарушении данного правила. Если мест для курения не обнаружено, курильщикам придется воздерживаться от курения на все время нахождения на перечисленных объектах, иначе они нарушают конституционное право других граждан на благоприятную окружающую среду.
К сожалению, сегодня очень мало культурных курильщиков, которые осознают, что своим курением причиняют дискомфорт другим гражданам, и стараются этого не допускать. Вопрос в том, как приучить к этому остальных? Административный штраф до 100 рублей, а также полное игнорирование этого правонарушения со стороны правоохранительных органов никогда не дисциплинируют граждан. Потому наиболее эффективны в борьбе с курением вне специально отведенных мест санкции, устанавливаемые уставами и другими внутренними актами организаций и учреждений. Но они должны быть, с одной стороны, жесткими, а с другой - обоснованными.
Что до курения на территории вуза, запрещенного упомянутым законом и уставом вуза, то это такое же нарушение дисциплины, как и любое другое. Во всех вузах есть система предупредительных мер и дисциплинарных взысканий. И отчисление здесь возможно, лишь если исчерпаны все иные меры педагогического воздействия и более мягкие взыскания.
Упомянутые же судебные решения о восстановлении в университете девушки, отчисленной за курение, демонстрируют: некоторые руководители вузов не соблюдают установленный порядок реагирования на нарушения дисциплины. Если подобные случаи станут частыми, мы можем стать свидетелями не только массовых восстановлений отчисленных из вузов в судебном порядке, но и взысканий морального вреда, не говоря уже о привлечении руководства вузов к ответственности.
Насколько необходимо введение ограничений на курение табака - опрос ВЦИОМ