06.07.2007 08:30
Общество

Школьные обеды - одна из причин эпидемии детского гастрита

Школьные обеды - одна из причин эпидемии детского гастрита
Текст:  Георгий Панин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4407)
Читать на сайте RG.RU
Сегодня каждый десятый школьник знает, что такое гастрит, не понаслышке. Каким же должно быть полноценное питание учащихся? Что делать, чтобы "не подцепить" гастрит, корреспондент "РГ" выяснял у врача-диетолога ЦНИИ гастроэнтерологии Департамента здравоохранения Москвы Тамары Поповой.

Российская газета: Тамара Владимировна, неужели и впрямь гастрит среди детских болезней занимает второе место после респираторных инфекций?

Тамара Попова: Заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки составляют 58-65 процентов в структуре детской гастроэнтерологической патологии. В среднем они встречаются у 100-150 на каждую тысячу ребят. В Москве, по данным Департамента здравоохранения, несколько иная статистика: болезни органов пищеварения у детей на четвертом месте.

РГ: Правда ли, что 70 процентов детей получают гастрит инфекционным путем?

Попова: Гастрит, ассоциированный с бактерией Helicobacter pylor, составляет 80-85 процентов всей гастродуоденальной патологии у детей. Поэтому, чтобы избежать этой инфекции, необходимо соблюдать гигиену в семье, если известно, что кто-то из ее членов страдает таким заболеванием желудка. Для этого нужно, например, пользоваться индивидуальными зубными щетками, собственной посудой и вытираться отдельным полотенцем.

РГ: Врачи говорят: если хотите побаловать ребенка, лучше дайте ему фрукты, а не сладости. Забудьте о чипсах и "Макдоналдсе". Кроме того, питание должно быть регулярным: на завтрак - обязательно каша, в обед - суп, на ужин - тоже что-то горячее. Кислое, соленое, острое полностью исключить. И - никаких перекусов. Этого достаточно, чтобы уберечь ребенка от гастрита?

Попова: Конечно же, неправильное питание - основной фактор риска развития хронического гастрита у детей. Но при этом нельзя забывать о других причинах. Это и стрессы, депрессия и состояние атмосферы, нитраты в пище, плохое качество питьевой воды. Это еще и пищевая аллергия, непереносимость определенных продуктов, эндокринные расстройства.

РГ: Вы довольны тем, как кормят малышей в московских детских садах и яслях?

Попова: Недавно НИИ питания РАМН вместе с к омитетом образования Москвы и Центром Госсанэпиднадзора разработали новый рекомендуемый набор продуктов для детских садов города. Специалисты пришли к выводу, что необходимо пополнить рацион соками, фруктами и овощами, а также включить в меню йогурты, витаминизированные продукты и мед.

Ведь именно в детских садах ребенок получает большую часть своего рациона - не менее 70 процентов. Дети должны потреблять на завтрак пищу, содержащую 25 процентов от суточной калорийности, на обед - 40 процентов, на полдник - 15. Ужинают дети, естественно, дома.

РГ: С началом школьной жизни потребление овощей, фруктов, мяса, рыбы, молока и молочных продуктов уменьшается на 10-15 процентов. Горячим питанием в начальной школе обеспечено 82 процента учащихся. В средней - 64 процента, в старшей - 51,2 процента.

Попова: По данным Научного центра здоровья детей РАМН, эти цифры еще ниже - только 15-20 процентов школьников получают горячее питание. Многие дети, особенно из малообеспеченных и неблагополучных семей, лишены возможности нормально питаться дома. Не забудем и о том, что учащиеся проводят в образовательных учреждениях от 6 до 8 часов ежедневно. Потому питание в школе - важнейшее условие сохранения их здоровья и развития. Увы, но главным критерием при составлении меню в школьных столовых сегодня служит стоимость продуктов, а не физиологические потребности детей.

По расчетам специалистов НИИ питания РАМН, школьный рацион должен обязательно состоять из завтрака и обеда. И обеспечивать соответственно 25 и 35 процентов суточной потребности в энергии. А по содержанию основных витаминов и минеральных веществ - 55-60 процентов. Очень важно, чтобы продукты прошли гигиеническую экспертизу, имели соответствующие разрешительные документы. Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (минимум пищевых добавок, специй и тугоплавких жиров).

В идеале школьное питание должно включать горячий завтрак и обед, а для детей, посещающих группу продленного дня, и полдник. Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от времени посещения занятий (первая или вторая смена), спортивных секций, кружков и прочего. Однако необходимо стремиться к тому, чтобы у ребенка вырабатывалась привычка есть в определенное время. Это очень важно.

РГ: В 1996 году была установлена норма - 3 рубля в день на питание одного ученика. Официально она не менялась. Но очевидно же, что накормить детей на эти деньги невозможно!

Попова: Сегодня средняя стоимость школьного обеда не превышает 20-25 рублей. Хотя в большинстве регионов России некоторым категориям учеников выделяются дополнительные средства: от 15 до 85 рублей в день на одного ребенка. "Льготные обеды" получают от 25 до 35 процентов от общего числа российских школьников. В национальный проект "Образование" специалисты предлагают ввести подпроект "Школьное питание". Скорее всего, он должен быть создан усилиями минобрнауки вместе с минздравсоцразвития, минсельхозом, минэкономразвития и минфином. Реализация первых пилотных проектов "Школьного питания" в пяти регионах России намечена на 2007-2009 годы. Минздравсоцразвития уже утвердил "Классификацию основных групп пищевых продуктов, используемых в школьном питании, по их пищевой ценности". Утвержден и "Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах".

В Москве в некоторых школах обеды организованы по типу питания на борту самолета. Тут очень важна предварительная индивидуальная фасовка блюд (кроме первых) в герметичную тару. Их в готовом виде доставляют в контейнерах сразу на школьные пищеблоки. И потом разогревают. Зарекомендовали себя "шведские столы": они дают школьникам определенную свободу выбора, тем самым учитывая их индивидуальные физиологические особенности.

Здоровье Образование Семья и дети