10.07.2007 03:10
Экономика

Быстрее всех в России растут средние компании, опирающиеся на новую экономику

Быстрее всех в России растут 20 процентов средних компаний, опирающихся на новую экономику
Текст:  Владимир Гурвич
Российская Бизнес-газета - : №0 (611)
Читать на сайте RG.RU

По экспертным оценкам, российские компании средних размеров по итогам последних пяти лет можно разделить на три группы. Примерно четверть их либо не росла, либо сократила объемы производства, а еще 17 процентов находятся в состоянии стагнации. Иными словами, более 40 процентов компаний переживают не лучшие времена. Еще столько же развиваются вполне нормально. А вот оставшаяся пятая часть демонстрирует прирост свыше 20 процентов в год. В мировой практике их называют "газелями", именно такие предприятия играют совершенно особую роль в экономике любой страны.

Наша справка

Примерно 40 лет тому назад американский экономист Дэвид Берч изучал новые компании. Именно тогда он натолкнулся на феномен, который с его легкой руки получил название "газели". Именем этих быстроногих животных Берч назвал фирмы, которые в течение как минимум 5 лет подряд ежегодно растут темпами не ниже 20 процентов. Оказалось, что на такие предприятия приходится от 50 до 70 процентов роста занятости и валового продукта. Берч также выяснил, что среди "газелей" практически не встречается ни крупных, ни мелких компаний, в основном этот феномен относится к средним производствам.

Характеризуя российские "газели", профессор Финансовой академии при правительстве РФ Андрей Юданов отмечает, что успех таких компаний связан с тем, что каждая из них нашла какую-то изюминку для своего позиционирования на рынке.

Хорошо известно, например, в каком глубоком кризисе находится наша обувная отрасль. С одной стороны, ее душит Китай своим дешевым ширпотребом, с другой - итальянцы своими модельными изделиями. На российской фирме проанализировали ситуацию, и вот что они выявили. Китайцы неповоротливы, им закажешь партию, она придет через несколько месяцев, да еще в большом количестве. Часть распродадут, а часть осядет на складах. Итальянская же обувь дорогая, она для избранных. А вот для среднего класса, который уже не желает покупать плохого качества китайские башмаки, но еще не может себе позволить приобретать дорогую продукцию, и надо производить обувь. Расчет оправдался, компания стала стремительно расти.

Другой пример. Компания по продаже сотовых телефонов развивалась стремительными темпами, используя в качестве катализатора роста бум на этом рынке. Однако настал момент, когда он закончился. Что было придумано: продавать телефоны в кредит, причем его условия становились все более привлекательными для потребителей, объем продаж в итоге продолжал расти.

Однако эффект от "газелей" не ограничивается только тем, что появляется класс быстрорастущих компаний. Он гораздо глубже и шире. Как отмечает Юданов, их существование ведет к возникновению производственных кластеров. Происходит явление, которое можно охарактеризовать, как "заражение успехом". Одна хорошо работающая компания заставляет и другие поддерживать тот же уровень. Наглядная иллюстрация этого явления - крупные торговые сети, причем как отечественные, так и имплантированные к нам из-за рубежа. Сегодня практически все они развиваются по экспоненте, то есть показывают высокие темпы роста. Иначе невозможно, быстро сойдешь с дистанции.

Однако быть "газелью" не так-то просто. Их успех напрямую зависит от умения динамично реагировать на зигзаги рынка. Например, одна крупная компания по производству соков, будучи уверенной в своих рыночных позициях, своевременно не обратила внимание на то, что изменилась форма упаковки, на ней появились колпачки. Она же продолжала производить продукцию в прежнем виде. В итоге стала сдавать свои позиции, а вперед вырвались те, кто вовремя внедрил новшество.

Другое следствие бега "газелей" - возникновение синергетического эффекта. Скажем, обычная торговая сеть работает на основе оборотных средств. То есть продал товар, получил деньги и на них приобрел новый товар. Иначе происходит, когда в дело включается торговая "газель". Такое предприятие растет очень быстро, и средств от выручки ему не хватает на закупку новых партий. Возникает потребность в отсрочке платежей. И тут появляется факторинговая компания. А так как все происходит быстро, то торговая "газель" ищет своих, расположенных неподалеку производителей. А значит, те получают надежные каналы сбыта.

У многих российских "газелей" за несколько лет оборот вырос в десятки раз. Например, одна компания увеличила его за 6 лет с 20 миллионов до 1,6 миллиарда долларов.

В каких секторах экономики сегодня больше всего "газелей"? Это производство потребительских товаров и услуг для среднего класса. То есть для того слоя населения, который приспособился к рынку, получает неплохую зарплату, но не может себе позволить покупать изделия высшей ценовой категории.

По мнению Андрея Юданова, в России у "газелей" существуют хорошие перспективы, так как рынок изобилует пустыми нишами. По своей конфигурации он напоминает швейцарский сыр с большим количеством маленьких и больших дыр, которые предстоит еще только заполнить. И тот, кто это сделает первым, получит возможность для ускоренного роста.

По сути дела эти 20 процентов компаний и есть та другая экономика, о которой мы так много говорим, замечает Юданов. И по большому счету это явно недоисследованный, но крайне важный фактор экономического роста. Причем речь идет о том, что в этом секторе складывается совсем иной предпринимательский климат. Эти компании показывают до 70 процентов всей прибыли, которую зарабатывает средний бизнес. У них самый высокий уровень белых доходов. Но не потому, что их руководители самые честные, а потому, что им нужны средства для роста. А их дают в первую очередь тем, кто прозрачен. А вот чем отличаются многие из них, так это наполеоновскими планами. Для них характерно стремление занять ведущие позиции на рынке. Причем многие готовы бросить перчатку зарубежным конкурентам.

К сожалению, экономическая политика в России никак не учитывает существование "газелей". Например, у них особая потребность в финансировании. На Западе к своим "газелям" относятся более заботливо, их изучают, создают для них особый режим. Так, в США на уровне штата местные власти специально выделяют своих "газелей" и помогают их "бегу". При этом там подчеркивают, что таким компаниям следует воздавать публичную хвалу.

Существует даже специальная структура "Глобал Интернейшнл монитор" - международная неправительственная организация, которая изучает феномен "газелей". В качестве вступительного взноса она требует не денег, а регулярных обследований как минимум 2 тысяч своих "газелей". Наше государство в этой программе не участвует.

Любопытно, что в качестве одного из вопросов анкеты "Глобал Интернейшнл монитор" есть и такой: будет ли в вашей фирме через три года более 50 занятых. В разных странах положительно отвечают от 1 до 7 процентов. Это свидетельствует о том, что у многих компаний нет настроя на рост, и мы должны повнимательнее присмотреться к своим "газелям". Тем более, что в России их пока меньше, чем во многих других странах.

Малый бизнес Макроэкономика Крупные компании