Один проходил под Самарой на Мастрюковских озерах, как и все 33 предыдущих года. Здесь побывал наш спецкор Виктор Воронов. Другой обосновался на новом месте - на Федоровских лугах. И одним из первых на него приехал наш собственный корреспондент Елена Андреева. Оба фестиваля творчески соперничали друг с другом и претендовали на то, чтобы считаться "главной Грушей" (так по-свойски и с нежной симпатией фестиваль называют зрители и музыканты). Наши корреспонденты сравнили увиденное и услышанное.
Буквально в десятке километров друг от друга две "Груши" прошли в одни и те же июльские дни - с 5 по 8 июля. Федоровские луга - места девственные, где не ступала нога туриста, по крайней мере в таком количестве. Склон, откуда удобно было смотреть выступления, оказался более крутым, чем на Мастрюковских озерах. Лестницы построить не успели, из-за чего гостям приходилась либо долго спускаться по узкой песочной тропке, либо подниматься по горе под 75 градусов, чуть ли не цепляясь, как сказал корреспонденту "РГ" бывалый "грушинец", зубами. В остальном же все, кто приехал сюда за музыкой, получили то, что искали. Фестивальная программа была очень насыщенной. Помимо именитых исполнителей - Галины Хомчик и Ирины Суриной, дуэта "Иваси" (который, кстати, в прошлом июле грозился, что это был последний раз), групп "Белая гвардия", "ГрАссмейстер", Валерия Бокова, Виталия Харисова и Бориса Щеглова - на сцену вышли Юрий Шевчук (лидер "ДДТ" все-таки сдержал обещание!) и группа "Зимовье зверей". Приехала даже солистка из Германии - Регина Линдингер. К слову сказать, жюри "Груши", всегда бывшей интернациональной, впервые за долгое время сделало дипломантом француженку, всего же в конкурсном прослушивании приняли участие 118 человек.
Казалось бы, здесь на Федоровских лугах все было, как и обычно, на прежней, традиционной "Груше" - неумолкающие концерты со сцен, зрители, слоняющиеся от площадки к площадке, туристы с неизменными номерами регионов, прикрепленными к талиям (чтобы проще было встретить своих!), очереди у туалетов. И все-таки чего-то не хватало - то ли народу было мало (вместо традиционных ста тысяч человек собрались чуть больше двадцати), то ли не хватало старых друзей, с которыми пришлось расстаться на это время, потому что они выбрали "ту" поляну, то ли тосковали по тем бардам, которые по тем или иным соображениям не поехали на фестиваль вообще. Да, многие отметили, что на Федоровке меньше мусора и пьянок, чем на Мастрюках, но ведь и туристов здесь было на порядок меньше. Возможно, осиротели и из-за отсутствия футбольных полей - на традиционной "Груше" спорт всегда был в почете. Как подметил гость из Сочи, "родители ссорятся - дети страдают, сделали бы уж фестивали в разное время или рядышком, благо места вокруг много, а не за десять километров, что пешим не под силу". Атмосфера - уютная, песня - жива, а вот размаха, массовости, признаться, недоставало. Как, впрочем, и знакомых лиц. В песне Юрия Визбора есть строчки: "Не утешайте меня, мне слова не нужны, мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны, вдруг сквозь туман там алеет кусочек огня...", так вот и очаг для многих в этом году появился в другом месте. Где они его разведут в следующем, во многом зависит от организаторов, но хотелось бы, чтобы они помнили, что "Груша" была создана не для разлук, а для встреч.
Меж тем и на традиционном месте фестиваля - Мастрюковских озерах тоже собралось меньше зрителей, чем в былые годы (когда "Груша" была одна на всех), "всего" чуть больше 35 тысяч. Было заметно, как люди истосковались по фестивалю и хорошим песням: уже в среду "запели" все сцены, а одна - "Междуречье" и вовсе начала фестиваль на день раньше запланированного срока. На официальном открытии был поднят флаг фестиваля - тот самый, который был флагом самого первого Грушинского в 1968 году. Песенный марафон продолжался до утра понедельника, прервавшись только на время концерта на Горе. Перечислить всех гостей фестиваля практически невозможно. Достаточно назвать Бориса Полоскина, Виктора Луферова, Александра Мирзаяна... Помимо главной сцены и большого конкурса работали сцена туристской песни, сцена регионов. Проходил детский конкурс, проект "Часовые пояса" - все жанровое и стилистическое многообразие вполне вписалось в девиз фестиваля: "Тишина. Гитара. Голос". Главный концерт фестиваля состоялся уже в ночь с субботы на воскресенье на знаменитой Гитаре у подножия Горы. Его открыла песня Владимира Ланцберга, посвященная Валерию Грушину.
Сначала был конкурсный концерт - финалистов напутствовал председатель жюри Дмитрий Сухарев. Следом - концерт почетных гостей фестиваля, закончившийся только в пять утра.
В полной тишине зрители внимали и стихам Вероники Долиной, и исполнению а капелла Ольгой Чикиной, и народной песне XVII века Верой Вотинцевой, и сложнейшим музыкальным композициям Александра Мирзаяна. Когда внезапно отключилось электричество, не было ни свиста, ни возмущения: Гора сама начала петь - Окуджаву, Визбора... Аккомпанировала ей Екатерина Болдырева, на чей выход пришлась столь экстремальная ситуация. И Гора поддержала ее тысячами огоньков, переливавшихся Млечным Путем от подножия до самой вершины.
Впрочем, больше сбоев не было. Кроме, пожалуй, одного, когда внуки Юрия Визбора дважды начинали петь знаменитый "Мадагаскар" своего деда и сбивались. Но третья попытка была настолько удачна и ярка, что Гора приняла их "на ура". Сюрпризом было эмоциональное выступление Николая Дроздова, расчувствовавшись от зрелища огромной аудитории, он спел "Широка страна моя родная"... Концерт закончился в пять утра. К этому времени были объявлены лауреаты конкурса: Максим Чикалов (Тольятти), Елена Кострова (Качканар), Евгений Биринцев (Челябинск) и другие.
На вопрос блиц-опроса: "Что изменилось на фестивале?" присутствовавшие единодушно отвечали: "Изменилось только одно - фестиваль стал намного лучше! Такого звука, как в этом году, ни на Горе, ни на эстрадах не было никогда. Порадовало и отсутствие навязчивых "спонсорских мероприятий".
Последний итоговый концерт состоялся уже вечером в понедельник в Самарской филармонии. А последние слова были традиционными для всех "Груш": "До будущей Горы!"
Про то, сколько "Груш" окажется в будущем году, разговора не было. Наверное, только время расставит здесь все на свои места.