10.07.2007 03:00
Экономика

Преждевременное закрытие игорных заведений грозит стране рядом проблем

Игорные заведения России предлагают закрыть на год раньше. Каковы последствия?
Текст:  Алексей Морозов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4409)
Читать на сайте RG.RU

На днях в Совете Федерации прошло совещание, участники которого высказались за полную ликвидацию игорного бизнеса в России к 1 января 2008 года. Эксперты полагают, что столь радикальная "модификация" действующего закона может создать целый букет и экономических, и социальных проблем.

Закон о государственном регулировании деятельности по организации азартных игр предполагает, что с 1 января 2009 года играть в России будет негде, кроме как в четырех особых игорных зонах (Калининградская область, Ростовская область и Краснодарский край, Приморский и Алтайский края). Но уже с 1 июля этого года регионы могут по своей инициативе принимать "ужесточающие" меры против "игрунов".

Около тридцати регионов сделали это задолго до 1 июля или накануне, что вызвало ряд судебных исков. Небольшой зал Совета Федерации собрал представителей тех областей, где суды выиграны и "гнезда порока" закрыты. Теперь они требуют пойти дальше и поправить закон так, чтобы "азартный порок" был бы побежден на территории всей страны уже к 1 января 2008 года. Одновременно некоторые члены Калининградской областной Думы хотят, чтобы в их области никакой особой игорной зоны не было бы. Присутствовавшие на встрече депутаты Госдумы пообещали, что успеют внести эту поправку до каникул, "а проголосуем мы за нее уже осенью".

Единственная причина такой торопливости - в якобы усилившемся напоре "игорных лоббистов". Участники совещания довольно уверенно говорили, что указанные лоббисты успели просочиться в избирательные списки и в будущей Думе попробуют заблокировать закон целиком. К сожалению, никаких конкретных имен названо не было. Участники заседания не стали проводить и анализа последствий столь радикальной корректировки закона. Хотя проблемы были названы ими самими.

Их три. Во-первых, это ущерб местным бюджетам, которые получают "игровые" деньги в виде налогов. Во-вторых, это "новые безработные", которые сегодня работают охранниками, крупье, официантами, артистами. Только в Москве таких как минимум несколько тысяч человек, с семьями - десятки тысяч. В-третьих, это ситуация в самом игорном бизнесе, который все-таки ошибочно было бы рассматривать как "сплошь бандитский" и который просто не успеет за полгода перестроиться на другие виды деятельности. Не говоря уже о том, что через полгода особых игровых зон создать нигде не успеют.

Собравшиеся настаивали, что потери местных бюджетов почти неощутимы. Вероятно, это может быть неверным. Скажем, представитель тульского парламента пожурила своего губернатора за то, что он не хочет терять 250 миллионов рублей доходов и "улучшить" федеральный закон не спешит. Напрашивается вывод, что дело в администрировании налоговых сборов с игорных заведений: там, где налоги собираются хорошо, потери ощутимы. Можно заподозрить, что на двух третях территории России налоги собирать умеют, поскольку именно таково число регионов, которые закрывать игорные клубы не торопятся.

Спорной выглядит и идея о массовом переоборудовании игорных клубов в "центры досуга, авиамодельные кружки, теннисные залы", причем, чтобы очаги культуры не прогорели, собравшиеся призвали муниципалитеты... помочь им материально. Достаточно поставить себя на место главы такой муниципии, у которого там, где еще вчера был доход, образовалась расходная статья, чтобы догадаться, как он к этому отнесется.

Проблема людей, которые потеряют работу, еще серьезнее. Причем государство, затеяв эти новации и поставив людей перед фактом, помочь им не спешит. На заседании не раз подчеркивалось, что "трудоустройство - это забота исключительно организаторов так называемого игорного бизнеса".

Что же касается отношения к бизнесу, эта тема и вовсе заслуживает отдельного разговора. Трудно отрицать, что игорный бизнес, наверное, не самый цивилизованный. Но это определение из серии "вообще". Там, как везде, есть люди, которые соблюдают законы и платят налоги. Государство приняло решение, закрепленное в законе. Дало бизнесу полтора года хотя бы для того, чтобы перебраться в особые игровые зоны. И вдруг выясняется, что этого срока у бизнеса нет.

Более того, например, Ивановская область стала ярым противником игр после того, как проиграла битву за право создать у себя особую игорную зону. К сожалению, такое отношение к бизнесу, и не только игорному, постепенно становится традиционным.

Вряд ли в этой связи можно разделить упреки, которые участники совещания отпускали в адрес московских властей. Столица не гонит лошадей, действует в рамках законодательства, и в этом ее "вина". В Москве действительно продолжают открываться заведения (на поверку - лишь после ремонта, то есть на самом деле новых заведений нет). Можно поверить, что удалось собрать 70 тысяч подписей москвичей, требующих закрытия заведений (их демонстрировали на совещании). Но можно понять и московские власти, которые не видят причин корректировать и без того достаточно жесткий закон.

Площадка Совета Федерации завоевала авторитет как место, где встречаются представители разных точек зрения и в споре выясняют истину. Жаль, что на этот раз по каким-то причинам вместо диалога получился монолог. Не радует и то, что многие в областных парламентах отказываются мыслить категориями экономики и принимают серьезные решения, руководствуясь сугубо избирательными категориями.

Бизнес