Согласно принятому закону, ломбардам запрещено заниматься чем-либо, кроме предоставления краткосрочных (до одного года) займов населению, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.
Ломбардам запрещено пользоваться и распоряжаться заложенными и сданными на хранение вещами. Ломбарды больше не вправе пользоваться или распоряжаться заложенными вещами. Более того, они обязаны теперь страховать в пользу своих клиентов сданные вещи. Причем сумма страховки должна быть не ниже той, на которую вещь оценена.
Если предоставление займов под заклад имущества является предметом предпринимательской деятельности залогодержателя, освобождение его от ответственности может иметь место лишь в случае, если залогодержатель докажет, что утрата, недостача или повреждение предмета заклада произошли вследствие непреодолимой силы либо (если предмет заклада оставлен у залогодателя) умысла или грубой неосторожности залогодателя.
Установлен порядок продажи ломбардом имущества должника. Согласно тексту закона в случае невозвращения в установленный срок суммы займа, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбард по истечении льготного месячного срока вправе продать это имущество в порядке, установленном законом о ломбардах. После этого требования ломбарда к должнику погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для их полного удовлетворения.
В законе также оговариваются вопросы, связанные с оценкой, выемкой, изъятием и продажей вещей. Ломбарды обязаны еще хранить в тайне информацию о заемщике и принимаемой вещи, полученную при заключении договора.
По мнению президента Лиги ломбардов Михаила Унксова, проект закона о ломбардах изначально выделялся низким уровнем профессионализма, поэтому после резко отрицательных отзывов экспертов был подвергнут серьезной переработке. Однако по решению авторов проекта не все предложения, приводящие его в соответствие с действующим законодательством (а иногда и со здравым смыслом), были приняты. В результате несоответствия законодательству неизбежно открываются новые возможности для злоупотреблений и коррупции.
М. Унксов приводит три примера.
1) В соответствии со статьей 4 проекта при следственном действии-выемке договор залога прекращается (вопреки ГК РФ), а если вина залогодателя не доказана - залог возвращается ему, а не ломбарду. В результате следует ожидать лавины выемок по "инициативе" "грамотных" залогодателей, которые захотят вернуть залог, но не возвращать полученные в ломбарде деньги.
2) Денежные расчеты с залогодателем по реализованным залогам исходя из оценки вещи при залоге (а не от суммы, вырученной при продаже, как предусмотрено ГК РФ) открывают недобросовестному ломбарду широкие ворота для ухода от налогов, ведь "своему" залогодателю можно оценить вещь в любую (как угодно большую) сумму. Вещь, естественно, не выкупается и реализуется по нормальной цене. Вернув "залогодателю" разницу, ломбард, во-первых, уменьшает прибыль, а во-вторых, получает от сообщника "черный нал".
3) Очень слабо проработано, бесспорно, полезное положение о расширении способов реализации невостребованных вещей. По словам М. Унксова, открывается принципиально новая возможность отмывания денег, т.к. нет торгов и протокола с данными о покупателе. Это позволяет в сговоре с ломбардом купить "невостребованную" вещь самому залогодателю за большие деньги (то, что он купил сам, нигде не видно, ведь кассовый чек - документ безымянный), а потом почти те же деньги "отмывщик" получает от ломбарда вместе с документом об их легальном происхождении.
Законопроект имеет еще ряд не столь очевидных, но существенных недостатков и во избежание последствий его действие нуждается в серьезной доработке.
В России действует более 4 тысяч ломбардных фирм, которые в сумме выдают кредитов более чем на 1 миллиард долларов в год. Рынок динамичен: обороты ломбардов ежегодно растут в среднем на 18 процентов.
По данным правительства Москвы, только в столице России действует около 200 ломбардов, услугами которых ежегодно пользуются более 2 миллионов человек. За год в Москве осуществляется около 5 миллионов залоговых операций на общую сумму около 10 миллиардов рублей. 96 процентов операций производится с ювелирными изделиями.
Ломбард является одной из старейших финансовых структур. История ломбардов в современном понимании этого слова началась с середины XV века, когда под покровительством церкви сначала в Италии, а затем и по всей Европе стали возникать учреждения по выдаче ссуд под заклады.
Ломбардный рынок России неоднократно переживал периоды так называемого "бума". Первый раз это было в период между 1998 и 2001 годами. По данным государственной инспекции пробирного надзора, за это время количество зарегистрированных ломбардов в России увеличилось с 736 до 1800. Второй бум пришелся на 2002 год, когда ломбарды наряду со многими другими видами предпринимательства были исключены из списка лицензируемых видов деятельности и их число перевалило за 3000.
В настоящее время ломбардный рынок стабилизировался за счет ухода с рынка неконкуренто-способных игроков. Уменьшение числа ломбардов могло бы быть более ощутимым, но на данный момент оно сдерживается наметившейся тенденцией создания ломбардов крупными сетями ювелирных магазинов.