Нынешнюю инфляцию уже назвали "капустной". Плодоовощная продукция действительно сильно подорожала: овощи, например, на 22,3 процента, а свежая белокочанная капуста, в частности, на 35,3 процента, морковь - на 30 процентов.
Аналитики связывают такой рост с выдворением иностранных работников с рынков с 1 апреля нынешнего года. В итоге реальные продавцы, не имеющие российского гражданства, вынуждены были нанимать продавцов - граждан РФ, что повысило их издержки и в итоге сказалось на ценах.
Времени однако прошло достаточно, а фактор гражданства, выходит, продолжает действовать? Невольно приходит мысль, что цены толкает вверх и нечто другое. В Москве, например, под благовидными предлогами (грязь, бесконтрольность, недобор налогов) рынки в плановом порядке ( по особому графику!) попросту закрывают ( из 242 остался лишь 101, и график тот продолжает действовать). В регионах чаще поступают иначе: рынки массово "обустраивают" - предлагают новое, более современное помещение, где торговое место стоит куда дороже, чем прежнее. При этом новые цены (они не могут не меняться) никак не соотносятся с доходами малоимущих граждан, для которых рынки - последнее прибежище.
Что касается монетарного фактора, то в оценках его влияния на нынешнюю инфляцию аналитики разошлись. Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, например, склонен считать, что таковой вообще почти не просматривается. Тем менее довольно высокий темп роста денежной массы (60 процентов за год - июнь к июню) заставляет думать, что и тут сработали определенные пружинки. По словам главы Центробанка Сергея Игнатьева, инвестиционное давление могли создать деньги, привлеченные распродажей активов ЮКОСа, IРО ВТБ и Сбербанка. По предварительной оценке, чистый приток капитала в страну в первом полугодии составил 67 миллиардов долларов. Но во второй половине года, считает Игнатьев, поток обмелеет, и годовой показатель будет в пределах 70 миллиардов. Между тем ЦБ, судя по всему, не собирается отказываться от укрепления рубля как главной антиинфляционной меры. Но сильный рубль увеличивает объемы размещения иностранного спекулятивного капитала в отечественную валюту и ценные бумаги. На этот замкнутый круг, в который попал ЦБ, уже обратили внимание многие: укрепление курса рубля, призванное затормозить инфляцию, приводит к прямо противоположному - ускоряет, а не замедляет ее, поскольку усиливает приток капитала и увеличивает денежную массу.
По расчетам чиновников, июль и август должны стать дефляционными, но после того, что выдал нам июнь, верится в это с трудом.
Между тем неожиданно высокая июньская инфляция уже отразилась и на финансовом положении компаний, и на сбережении граждан. Вклады 15 крупнейших российских банков показали отрицательную рублевую доходность от минус 0,67 до минус 0,29 процента, сообщает Центр макроэкономических исследований компании "Юникон".
В июне покупательная способность долларовых депозитов снизилась на 1,08-0,8 процента в зависимости от срока вложения, а депозитов в евро - на 1,08-0,84 процента.
С наличными сбережениями граждан в иностранной валюте еще хуже. Их покупательная способность снизилась в июне на 1,32 процента, в евро - на 1,28 процента. В годовом исчислении долларовые сбережения обесценились на 12,13 процентов, сбережения в евро - на 5,83 процента.
На российском фондовом рынке в июне преобладал рост - индекс РТС за месяц поднялся на 6,6 процента. В результате доходность паевых фондов колебалась от минус 3,07 до 10,58 процента (фонды акций), от минус 5,29 до 7,30 процента (смешанные фонды) и от минус 1,73 до 2,37 процента (фонды облигаций).
На московском рынке жилой недвижимости период стагнации продолжается. За месяц доходность инвестиций здесь снизилась на 2,21 процента. Металлические счета также не радуют: рублевая доходность в июне составила минус 0,79 процента.
мнения
Сергей Шовиков, финансовый аналитик:
- Нынешнюю инфляцию не стоит драматизировать. Экономическая история показывает: определенное ускорение инфляции, увеличение государственных расходов, рост доходов населения очень часто сопутствуют экономическому подъему при выходе производства из кризиса. Важно, что доходы населения растут опережающими темпами. Кроме того, Центробанк и минфин понимают опасность бесконтрольного роста цен.
Озабоченность вызывают два аспекта.
Первое. Правительство уделяет мало внимания росту благосостояния людей с фиксированными доходами. Имеются в виду бюджетники и основа нашего электората - пенсионеры.
Второе. Большое сомнение вызывает приоритет, который ЦБ отдает такому инструменту борьбы с инфляцией, как повышение курса рубля.
За оба этих просчета правительству и стране придется заплатить и в экономическом плане, и в социальном.
Впрочем, одна вещь может способствовать быстрому снижению инфляции. Это безудержно растущий импорт и безудержно падающее положительное сальдо платежного баланса. Чем меньше валюты будет оставаться в стране, тем меньше придется эмитировать рублей. Однако никто, конечно, не может сказать, что этот путь борьбы с инфляцией хорош и полезен.
Александр Френкель, руководитель центра экономического анализа и прогнозирования Института экономики РАН:
- По истечении июня мы поменяли свой прогноз по инфляции на 2007 год с 8,1 на 8,7 процента. Но я бы не сказал, что ясности стало больше. Для каких-то крутых разворотов оснований я не вижу. Многое будет решать июль: что будет с той же плодоовощной продукцией, в области разработок полезных ископаемых? Тем, кто торопится с прогнозами, я бы посоветовал потерпеть и дождаться итогов июля.
Индекс потребительских цен на продовольственные товары
Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров