Будут ли организации, освобождающие территории от завалов, бесплатно использовать ветробойную древесину, как предложил премьер-министр РБ Рафаэль Байдавлетов, или за нее придется платить, как это определяет законодательство? Ведь пострадавший лес относится к Гослесфонду. Эта проблема волнует сегодня специалистов республики больше всего.
По данным, представленным "РГ" главным лесничим Дюртюлинского спецсемлесхоза Шамилем Айдагуловым, в расчистке пострадавшего от урагана леса площадью свыше восьми тысяч гектаров участвуют 36 лесхозов РБ, 15 колхозов (СПК) района и еще 22 различные организации со всей республики. Башкирское правительство предложило отпускать сваленный стихией лес на бесплатной основе - лишь бы в кратчайшие сроки расчистить захламленность и подготовить площади под молодые саженцы. Иначе произойдет массовое размножение насекомых-древоточцев, а сухая хвоя - материал для пожаров. В Гослесфонде же, по словам дюртюлинцев, требуют хотя бы минимальной, но оплаты отпускаемой древесины.
Между тем, еще до недавнего времени действовало постановление правительства РФ 127 от 2001 года "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню". Согласно ему кубометр хвойного леса отпускался лесопользователям по 80,9 рубля (с соответствующими корректирующими коэффициентами). Тем не менее 14-й пункт постановления гласил: "При отпуске древесины на корню в порядке сплошных санитарных рубок в насаждениях, поврежденных вредителями, болезнями леса, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, минимальные ставки устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от качества древесины на корню и спроса на нее, вплоть до полного освобождения лесопользователей от оплаты". То есть, как в данном случае, возможен бесплатный отпуск древесины; и если даже нужно платить, принципы ценообразования в постановлении ясные и цена приемлемая. Но Башкортостану не повезло: за десять дней до стихийного бедствия правительство РФ своим постановлением 310 признало утратившим силу свой акт 127. Причина - с декабря 2006 года действует новый Лесной кодекс, где определено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. В связи с этим "органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют перечисление платежей за использование лесов, находящихся в федеральной собственности, в доход федерального бюджета". То есть косвенно подтверждается, что за лес в любом случае придется платить. Но сколько, никто пока точно сказать не может.
После стихийного бедствия Башкортостан посетил директор ФГУ "Российский центр защиты леса" Михаил Кобельков и осмотрел пострадавшие леса. Заинтересованные лица и организации теперь в ожидании его вердикта. Тем не менее тяжелая и опасная работа по расчистке буреломов все же идет. Лес, как сообщили корреспонденту "РГ", пока отпускают по накладным, без указания цены.
Лесничий Инзерского лесхоза Роберт Паегле из Белорецкого района - старший группы работников из 16 человек, прибывших со своим фургоном и трелевочным трактором. Им выделили 18 гектаров, но Паегле с большим скепсисом относится к мысли, что они смогут осилить этот объем работ до холодов. Главное пока для него - расчистить лес вдоль дороги, где высока вероятность возгорания бурьяна.
Организованные СПК бригады из опытных деревенских лесорубов, кстати, обеспечиваются техникой, ГСМ и двухразовым питанием.
Периодически к работникам СПК подходят группки людей - интересуются условиями работы и отпуска древесины. Те предлагают им поработать бригадами на участках, выделенных колхозам. Но в этом случае ГСМ, техника и питание - свои, а древесина пока бесплатно. Правда, не исключено, что потом придется платить по счетам, которые могут предъявить в случае изменения правил отпуска ветробойного леса. Последнее явно отпугивает лесорубов, которые могли бы активно содействовать расчистке. По их словам, разговоры о бесплатном лесе - это мышеловка.
Чтобы окончательно устранить последствия стихии, потребуется не один год.