16.07.2007 04:00
Экономика

Артур Кескинов: В Москве исчезло понятие "ямочного ремонта"

Руководитель департамента ЖКХ Артур Кескинов рассказал о дорогах, ТСЖ и капитальном ремонте
Текст:  Ирина Огилько
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4414) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4415)
Читать на сайте RG.RU

Кто будет платить за ремонт протекающей крыши в многоэтажке, хозяином в которой стало ТСЖ? Стоит ли откладывать деньги на капитальный ремонт дома или лучше потратить их на отделку собственной квартиры? На эти и другие вопросы ответил на "деловом завтраке" в "РГ" руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Артур Кескинов.

Капитальная проблема

Российская газета | Артур Львович, тысячи москвичей обеспокоены состоянием своих домов. Сколько всего жилых зданий в столице нуждается в капитальном ремонте? И во что это обойдется городу?

Артур Кескинов | По оценкам Государственной жилищной инспекции города Москвы, общая площадь домов, требующих капитального ремонта и реконструкции (это строения, возведенные до 1991 года), составляет около 138 миллионов квадратных метров. Это примерно 24 тысячи жилых домов. Чтобы эти дома привести к стандарту, необходимо около 260 миллиардов рублей. В этом году, например, уже заложено 18 миллиардов.

РГ | Горожанам тоже придется выкладывать свои деньги на ремонт крыш, коммуникаций, благоустройство дома?

Кескинов | Принципиальная позиция мэра и правительства Москвы заключается в том, что весь объем капитального недоремонта должен производиться без привлечения денежных средств собственников, в рамках городского государственного заказа. Что касается капитального ремонта будущих периодов, то вопрос об отчислении средств на эту статью жителями будет поставлен в 2009-2010 годах, когда появится механизм их аккумулирования.

РГ | Федеральные власти пообещали выделить 250 миллиардов рублей в качестве субсидии субъектам РФ на капитальный ремонт. На какую сумму рассчитывает город?

Кескинов | По предварительным расчетам, от 12 до 30 миллиардов рублей. Однако средства, которые пойдут из городского бюджета, скорее всего будут на порядок больше. Например, в будущем году город намеревается потратить около 40 миллиардов.

РГ | Разъясните: ТСЖ или управляющие компании будут платить 5 процентов от общей суммы ремонта?

Кескинов | Давайте сначала посмотрим, сколько средств выделят федеральные власти. На сегодняшний день есть только одна реальная цифра - это столичные 40 миллиардов. Исходя из нее город пока и будет формировать программу.

РГ | На что конкретно пойдут эти 40 миллиардов? На ремонт лифтов?

Кескинов | И на лифты тоже. В жилищном фонде эксплуатируется порядка 90 тысяч лифтов, из них 18 тысяч отработали 25 лет - нормативный срок службы. При этом у нас до сих пор есть приставные лифты, которые при минус 5 градусах не работают. И таких домов около полутора тысяч. К 2008 году старых приставных лифтов не останется, а всего с 2006 по 2008 годы заменят 2555 лифтов и 5772 модернизируют. К 2012 году весь лифтовой парк должен находиться в таком состоянии, чтобы можно было лифты менять один раз в 25 лет. А потом пусть сами домовладельцы решают, как быть.

РГ | Помимо лифтов что беспокоит в жилищном фонде?

Кескинов | Проблемы его неэффективной эксплуатации. Чем быстрее начнем отдавать деньги непосредственно в ТСЖ или управляющую компанию, тем стремительнее будет развиваться экономика жилищно-коммунального хозяйства. Сейчас для всех управляющих компаний, включая и ДЕЗы, создаются равные условия по финансированию. Это подвигнет дирекции бороться за потребителя в каждом конкретном доме.

РГ | На ваш взгляд, что более выгодно жителям - вступать в ТСЖ или отдавать управление обновленным ДЕЗам?

Кескинов | ТСЖ, как когда-то кооперативные дома, очень прогрессивные структуры. Ведь ТСЖ, по сути, тот же социум, который брал на себя определенные обязательства и бремя по содержанию жилых домов в советское время. Кооперативы попали в переделку, их отчисления в 1998 году пропали, и это остудило их пыл в плане самоуправления. Но мы сейчас должны отдать деньги на эксплуатацию непосредственно в эти организации, в ТСЖ, в кооперативы. И посмотрим, насколько кардинально поменяется механизм оплаты за фактически выполненные работы. Я знаю удачные примеры.

Дорожный контроль

РГ | В Москве каждое лето ремонтируется порядка 11 миллионов квадратных метров дорог. Тем не менее весной асфальт едва ли не сходит вместе со снегом, с чем это связано?

Кескинов | Не надо утрировать, никто не будет спорить с тем, что дороги в столице существенно отличаются от дорог в регионах. И потом, наивно думать, что в природе существует какое-то волшебное покрытие, которое можно было бы не ремонтировать после русской зимы. Однако ряд проблем в этой области можно решить уже сейчас. Во-первых, надо наладить централизованный контроль за качеством материалов, которые используются при ремонте дорог. Во-вторых, усилить контроль за соблюдением технологии проведения ремонтных работ. И третье - изменить саму систему контроля, что мы сейчас и делаем. Непосредственно департамент отвечает за 25 процентов от всех городских дорог.

До октября собираемся создать государственное учреждение контроля по эксплуатации дорог. Оно станет определять, какие дороги необходимо включить в городскую программу ремонта. Займется экспертизой проектной документации на дороги, созданием электронного банка данных. Кроме того, будет определен перечень заводов-производителей, которые станут поставлять асфальт в город.

РГ | А работу ремонтных организаций сейчас кто-то проверяет? Нет черного списка "нехороших" контор?

Кескинов | Список-то есть. Но представьте себе, пришла халтурная контора "Лютик", сделала плохо, взяла деньги и ушла. На следующий год пришла та же фирма с теми же людьми, но под названием "Фантик". В нынешних условиях ограничить рынок очень трудно. Система же контрактных отношений позволит нам недобросовестных исполнителей привлечь к ответственности.

РГ | В чем заключается новый подход к ремонту дорог в Москве? Что-то кардинально поменялось в дорожных работах?

Кескинов | Перемены действительно произошли большие. Например, у нас исчезло понятие "ямочного ремонта". Ведь, в сущности, процесс латания дыр невозможно контролировать. Поэтому теперь мы даем подрядчикам дорогу в эксплуатацию и будем выделять им деньги, которые раньше отдавались на ямочный ремонт, при условии, что этих ям не должно быть вовсе.

РГ | Штрафовать за плохую работу будут?

Кескинов | Да не придется этого делать, потому что за плохую работу люди будут весь заказ терять. Как только система заработает в полном объеме, появятся серьезные структуры, которые будут иметь свои участки по ремонту дорог.

РГ | Краска разметки на Ленинском проспекте красная, потому что не хватило белой, или красная "круче"?

Кескинов | Красная краска обозначает особое покрытие, чтобы водители знали, что на этом участке тормозной путь уменьшается в два раза, а коэффициент сцепления увеличивается в три раза. Это обеспечивает дополнительную безопасность пешеходам. Эксперимент оправдал себя, такие покрытия на пешеходных переходах и остановках общественного транспорта будут использовать и на других трассах.

РГ | А колейность вы пока не победили...

Кескинов | Совсем избавиться от нее очень сложно, так как причина ее возникновения зачастую скрывается еще в истории создания дороги. Но боремся с этой бедой, и все-таки небезуспешно. Для скоростных полос, участков разгона и торможения перед светофорами и остановками общественного транспорта применяем более прочные материалы. Посмотрите участки, которые мы в качестве эксперимента делали года полтора назад на шоссе Энтузиастов, на Каширском шоссе. На них колеи нет...

РГ | Есть ли рецепт от швов на мостах, стыках и трассах?

Кескинов | Пока решения еще не нашли. Я позавчера ездил по Крымскому мосту, очень много проблем. Аналогичное состояние на Таганском мосту. Технические решения нам предлагали, но они, как видите, не действуют либо их хватает на полгода, не больше. Здесь дело в первую очередь за учеными и технологами.

Готовьтесь к суду

РГ | Ответьте, пожалуйста, читателю. Он пишет: у нас в доме по адресу: Кантемировская, 53, после дождя протекла крыша, затопив четыре этажа. Моя квартира пострадала больше всех. В ДЕЗе пообещали сделать ремонт. Но какой это будет ремонт, из каких материалов? И когда у нас включат свет, ведь до сих пор говорят, что проводка не просохла.

Кескинов | В первую очередь надо с представителем дирекции единого заказчика составить акт, где перечислить все факты нанесения ущерба вашей квартире. Затем нужно заставить представителя ДЕЗа подписать этот акт. Как показывает практика, в противном случае никто там ничего делать не будет. Если с бумагами все решено, то в самом ДЕЗе должен висеть график выполнения работ, сроки и этапы устранения последствий. На всякий случай надо сразу готовиться к суду. У вас есть все шансы в принудительном порядке получить больше, чем они будут готовы сделать добровольно.

РГ | Обращаются жители Центрального округа, почему из центра исчезли мусорные урны?

Кескинов | Когда существовала реальная угроза взрывов в людных местах, количество урн, естественно, сократили. Сейчас практически весь центр находится под видеонаблюдением, оснований опасаться, что в них потенциально могут спрятать взрывные устройства, гораздо меньше. Проблема урн в городе остра, как и с туалетами. Надо их решать. Недавно город заказал в Санкт-Петербурге туалеты, аналогичные тем, что стоят рядом с Эрмитажем. Они сделаны не из пластика, а из металла, и при этом в них есть рукомойник. Уже в этом году первые такие туалеты появятся в центре города.

ЖКХ ЦФО Правительство Москвы