Причем началось практически немедленно - ученик Малевича Николай Суетин сделал первую "копию": дабы понять и "приобщиться к тайне произведения" (а уж сколько копий сам мастер сделал! Не меньше четырех). И так, и этак, и вот так, то наличниками этот квадрат окружат (раз "икона ХХ века", то и оклад пожалуйте), то к подушке пристрочат, то в виде чернозема во дворе Академии художеств вскопают и морковкой засадят (а муляж самого мэтра супрематизма с живыми плодами в шатре усадят, вроде как торговец в палатке), то шахматной доской изобразят, то на видео шахматной рябью пустят... Короче, именно что три с половиной сотни реплик, ремейков, ремарок, интерпретаций и комментариев взяли да выставили в Русском музее под названием "Приключения "Черного квадрата". Кто только не отметился! От самого, можно сказать, момента создания шедевра до наших дней.
Опыт, между прочим, вполне поучительный. И, как написано в сопроводительном тексте: "Данный выставочный проект имеет целью проследить "линию жизни" созданного Казимиром Малевичем произведения в искусстве ХХ века - на уровне идеи, формы, знака, мотива, символического предмета и т.п.". Подтверждаем. Все перечисленное имеется, включая "и т.п.". Веселая выставка. Разнообразная. Не заскучаешь. Здесь тебе и живопись, и графика, и декоративно-прикладное искусство, и фотография, и коллаж, и ассамбляж, и объект, и инсталляция, и видео, и предметы fasion-design, и книги, и документы. На любой вкус. И везде, если хорошенько приглядеться, проступает черный квадрат. От классиков "исторической" части проекта (Ольги Розановой, Любови Поповой, Надежды Удальцовой, Александра Родченко, Ивана Клюна, Эль Лисицкого, Климента Редько, Владимира Стерлигова, Татьяны Глебовой и др.) до хулиганистых "Синих носов" (Вячеслава Мизина и Александра Шабурова), бегающих зимой практически в обнаженном виде по табуреткам с "хоругвями" в честь троицы Малевича "Квадрат", "Крест", "Круг". Впрочем, именно этот вот "троичный" момент все же как-то царапает профаническую (в отношении актуального искусства) личность, невольно задающуюся вопросом: почему? Почему квадрат? Почему не крест и не круг? Профаническая личность, если она закончила среднюю школу, вполне еще помнит, что идеальная форма - та, что приобретается в космосе любой текучей субстанцией: шар, который проекцией на плоскость картины дает круг. Но иконой ХХ века отчего-то выбран монитор отключенного компьютера. Полный разрыв контакта с миром. Демонстративный. Ну да, художник ХХ века производит не произведения искусства, а смыслы. Это мы помним.
Если же вернуться к истории вопроса, то интерес к "Черному квадрату" и соответственно частотность цитирования были связаны с определенными художественными событиями. Первая волна прошла после знаменитой выставки "Москва-Париж" 1981 года, второй "девятый вал" пришелся на 1988-1989 годы, когда персональную выставку Малевича увидели в Ленинграде, Москве, Амстердаме и в интерпретационный процесс уже могли включиться молодые силы, не связанные системой запретов советского периода. Они-то и составили ядро "Приключений" вместе с теми самыми представителями неофициального искусства, которые в постсоветские времена вошли в арт-словарь как лидеры актуализма и чьи работы нынче не менее хрестоматийны, чем "Мишки в сосновом лесу" (Эдуард Штейнберг, Эдуард Гороховский, Олег Васильев, Эрик Булатов, Виктор Пивоваров, Дмитрий Пригов, Тимур Новиков, Александр Кожин, Виталий Комар и Александр Меламид, Вагрич Бахчанян, Александр.Флоренский, Алексей Кострома и многие другие).
И все же есть, есть в этом как бы примитивном в отношении исполнения шедевре мощная магия. Признаться, если долго и внимательно ходить по пяти залам корпуса Бенуа, игра в "Черный квадрат" начинает затягивать всерьез. Невольно ловишь себя на собственных интерпретационных идеях... И понимаешь, что нужно остановиться.