Родителям этой категории "егэшников" только предстоит столкнуться с системой пересчета баллов, полученных на экзамене, - мамы и папы нынешних выпускников школ уже успели изрядно понервничать, пытаясь понять разницу между первичным баллом и баллом по стобалльной шкале. Корреспондент "РГ" попытался досконально разобраться в этом вопросе, для чего отправился в "эпицентр" пересчета - Федеральный центр тестирования.
Руководитель отдела шкалирования и статистики Всеволод Овчинников начал беседу с краткого экскурса в историю. Оказывается, еще в 20-е годы прошлого века в Советской России начала активно развиваться наука о тестах и тестировании в образовании. И у ее истоков стояли такие известные ученые, как Выготский, Россолимо, Лурия. Благодаря их работе удалось выявить очень низкий уровень обучения детей. Чего стоит лишь такой пример: один из выпускников Горьковского политпросветинститута в 8-страничном отчете сделал 99 ошибок - 48 орфографических и 51 пунктуационную. Однако перспективное, казалось бы, направление в педагогике было свернуто. И вернулись к нему лишь в середине XX века.
Но история историей, а современным школьникам и их родителям важнее всего понять, почему процент выполненных заданий не равен итоговому баллу экзамена.
- Возьмем самый простой тест, где ученику нужно лишь выбрать ответ из нескольких предложенных вариантов и получить либо 1 первичный балл, если ответ верный, либо 0 баллов в случае ошибки, - объясняет Овчинников. - Казалось бы, проще всего посчитать количество правильных ответов и перевести их в проценты. Но тут возникает серьезный вопрос: почему мы считаем, что все варианты ЕГЭ одинаковой сложности? Ведь по каждому предмету разрабатывается ежегодно несколько сотен контрольно-измерительных материалов! На регион выдается около 15 вариантов КИМов, и нельзя по умолчанию считать, что все задания во всех вариантах имеют одинаковый "вес".
Работа тестологов усложняется еще и тем, что они работают только с цифрами - самих тестов они не видят. И сравнивать, условно говоря, 40 заданий одного варианта и 10 заданий другого, допустим, по русскому языку, только по количеству выполненных заданий невозможно. Из одного варианта решено 30 заданий, а из другого - 2. Какое из этих двух чисел более точно описывает уровень подготовки того или иного учащегося? Совершенно непонятно - самих тестов ведь под рукой нет. Не ясно- решено 30 сложных заданий или элементарных. По словам Овчинникова, если мы оперируем только количеством верно проставленных "галочек", то привязываемся к конкретному тесту.
- К примеру, у вас есть две корзины яблок, - пытается "на пальцах" объяснить Всеволод Валентинович. - Чтобы понять, спелые ли они, и сравнить их по качеству, недостаточно просто пересчитать фрукты в одной и другой корзине. Нужно взвесить и иногда даже надкусить несколько яблок.
С результатами ЕГЭ картина похожая: экспертам для объективной оценки нужно учитывать уровень сложности каждого из выполненных заданий, то есть их вес. Платой за объективность стали достаточно сложные для обывателя расчеты и формулы из области высшей математики.
- Вывести одну из основных формул или моделей, как говорят тестологи, позволяющую объективно оценить уровень подготовленности испытуемого, удалось в 60-х годах прошлого века датскому математику Рашу,- продолжает посвящать меня в глубины высшей математики Овчинников. - Предполагается, что каждый испытуемый характеризуется неким уровнем подготовленности и каждое задание- своей трудностью. Задать модель- значит задать вероятность, с которой ученик с данным уровнем подготовленности верно выполнит задания с определенным уровнем сложности.
Прошу специалиста нарисовать саму модель:
Высшая математика в чистом виде. А ведь когда родители ждут своих детей с экзамена и считают дни до оглашения результатов, вряд ли они думают о том, что оценка уровня подготовки их ребенка высчитывается таким мудреным образом. И все, по словам Овчинникова, ради объективности самой оценки.
В результате первичный балл (те самые проценты, которые подсчитывают родители по количеству выполненных заданий) превращается в тестовый балл с поправкой на коэффициент, получившийся в результате вычислений по формуле.
Считают ли сами специалисты такую систему вычислений оптимальной? На данный момент - да. Однако есть нюанс, который тревожит их больше всего.
- Система оценки знаний учащихся, подобная ЕГЭ, существует в разных странах, - говорит Всеволод Овчинников. - Но везде на обработку результатов дается как минимум месяц. У нас же предлагается проводить сложнейшие вычисления с сотнями тысяч заданий за 3-5 дней. Мы от этого уже который год в легком недоумении.
В 26 странах мира выпускники средней школы сдают экзамены только один раз. Результаты одних и тех же экзаменов можно использовать и в школе, и в вузе. Однако только в 9 из 26 стран экзамен проводится так же, как и в России, - централизованно по всей стране с едиными материалами, разработанными по заданию министерства образования. В Германии и Австралии такие экзамены проводятся только в отдельных регионах. Например, в Германии- в 10 из 16 земель, но постепенно единый экзамен будет введен на всей территории страны.
В Нидерландах экзамен состоит из двух частей. Итоговый балл для голландских школьников вычисляется как среднее арифметическое двух оценок.
В Литве действуют два типа - школьные экзамены (только выпускные) и национальные (заменяют выпускные и вступительные в вуз). Выпускник школы имеет право выбора.